Ru | Tj 
«Я по натуре экспериментатор» - интервью с Анисой Сабири
«Я по натуре экспериментатор» - интервью с Анисой Сабири
Фото предоставлены автором статьи

«Я по натуре экспериментатор» - интервью с Анисой Сабири

Опубликовано

Аниса Сабири, наверное, одна из самых ярких душанбинок. Она известна не только в Таджикистане, но и за его пределами. Список её регалий довольно внушительный: выпускница Университета МВД России и Лондонской киношколы, журналистка, писательница, поэтесса, сценаристка и режиссер.

Её короткометражный фильм «Плач танбура» о гражданском противостоянии в Таджикистане, основанный на реальной истории жителя Душанбе, был представлен на 26 международных фестивалях. Собрал немало наград в Армении, Иране, России, Иордании и США.

Недавно её сценарий полнометражного фильма «Канат» признали лучшим среди работ London Film School. Это стало путевкой для создания первого таджикско-британского фильма.

В интервью для Halva.tj Аниса рассказала о вкусах таджикского зрителя, проблемах современного таджикского кино и поделилась рассуждениями об успехе «Каната».

Как Вы пришли в кино?

Я начала ощущать языковой барьер в литературе и поняла, что больше не могу полно выражать свои чувства в словах. Я пришла к выводу, что мне нужен медиум, в котором я смогу совместить литературу, звуки и визуальный нарратив. Я прошла двухнедельное обучение на курсах немецкого режиссера и оператора Фреда Келемена («Туринская Лошадь», «Человек из Лондона»). Он заставил меня поверить, что я смогу снимать, невзирая, даже на недостаток опыта. Так я сняла свой первый киноэтюд «Искупление». Он попал на «Кинотавр». Следующей работой был «Плач танбура». Так все и началось.

Kinotaur_DSC_0029.JPG

Вы определили свой киноязык?

Киноязык формируется на протяжении долгого времени, меняется. У меня в кино-поэтический язык. Что-то сказать пока сложно, потому что мне нравятся разные стили. Я все еще ищу свой. Ближе всего мне Бела Тарр.

В любом случае такое понятие как киноязык определять лучше критикам и зрителю. Я по натуре экспериментатор, поэтому мне не хочется мыслить рамками. Я хочу делать то, что является истинным для меня в данный момент времени.

Вы больше режиссер или сценарист?

Сценарист создает мир на бумаге, и потом этот мир передается для воплощения на экране. У меня другие задачи. В процессе творческого акта, на стадии разработки идеи, я не готова на компромиссы или совместную работу. Поэтому я изучала сценарное мастерство, чтобы глубже познать ремесло кинематографии для того, чтобы самой писать свои сценарии. Поэтому правильно будет обозначить меня как пишущего режиссёра.

Кадр из фильма Искупление.JPG

Почему тема гражданской войны Вас тревожит?

Она волнует меня, наверное, так же как и любого другого человека, знающего, что у родины, которую он любит, есть еще не зажившие раны. Гражданская война мне также интересна, как наше настоящее или любое другое время. Что мне неинтересно – это будущее. Я не пытаюсь в него заглядывать. Футуризм или фантастика – не моё.

Как думаете, любит ли Вас таджикский зритель?

Думаю, пока он меня недостаточно знает, чтобы заслужить его доверие многое надо создать.

Какое кино любит таджикский зритель?

Таджикский зритель разный и предпочтения тоже разные. Я обратила внимание, популярностью пользуются турецкие сериалы. Наверное, из этого можно заключить, что наш зритель любит красочные и исторические мелодрамы. Еще популярность набирают таджикские youtube-сериалы. Это радует, хочется, чтобы наш зритель смотрел отечественное кино.

Есть ли проблемы у таджикского кино?

Их много и это нормально. Они все решаемы, главное нужен системный подход, желание и поддержка государства.

Сейчас вот на государственную киностудию «Таджикфильм» пришел новый директор и, как мне показалось, у него есть желание менять ситуацию к лучшему. Будем надеяться, что у его команды это получится.

Как можно решить проблемы таджикского кино?

Первая проблема – кризис образования и не только профильного.

Образование – это, в первую очередь, мышление. Для того чтобы у нас в регионе снова был подъем в искусстве, нужно научить людей мыслить свободно, не быть запертыми в рамках догм, убрать иерархический подход «учитель всегда прав». А это проблема образования многих постсоветских стран, увы.

Вторая проблема – киноиндустрия.

Системные ошибки в устройстве нашей киноиндустрии предполагают целый набор проблем: непривлекательность нашей индустрии для приезжих, неконкурентные цены на оборудование, проблемы с доступом отечественных режиссеров к кинофондам, сложности проката и так далее. Далее недостаток или отсутствие кадров и минимум практики вследствие малых объемов производства.

Положительный момент – многие молодые люди в Таджикистане сегодня очень хотят заниматься кино. Через видеоблогинг и интернет обучение многие сейчас пытаются прощупать почву более серьезных форматов. В этом плане есть большая перспектива у таджикского документального кино. Что касается художественного кино, то здесь без индустрии, увы, никак. Может быть разовые успешные проекты и будут случаться, но, пока не будет изменений на государственном уровне, больших сдвигов мы не увидим.

Есть ли будущее у таджикского кино? Что оно может предложить миру?

Будущее есть у каждого национального кино. Как-то Толиб Зиядуллаевич Шахиди поделился со мной советом. Он сказал, национальное всегда интересно. Я считаю, это совершенная формула. Но важно ее не извращать, думая, что национальное – это набор чаканов в кадре или изобилие национальных танцев. Национальное – это истории, радости и невзгоды наших людей. Это тонко и искренне переданные проблемы и национальная почва. В национальном кино может вообще не быть фольклора, но если оно отражает нашу реальность, то вот оно – наше кино.

Скриншот_работы_над_фильмом_Ритмы_затерянного_времени.JPG

«Канат» сможет обратить внимание на таджикских кинодеятелей, как это было, например, у «Паразитов»?

«Канат» и «Паразиты» не стоит сравнивать, потому что это фильмы разной стилистики. У фильма «Канат» другой зритель.

Южно-Корейская индустрия кино считается одной из самых развитых в мире. А таджикской пока нет. Но уровень нашего проекта, в который уже вовлечены несколько стран, безусловно, привлечет внимание к сильным сторонам Таджикистана: локациям, лояльности государства, готовности «Таджикфильма» к совместной продукции. Так что да, если нам дадут добро и фильм будет снят в Таджикистане.

Что можете посоветовать начинающим сценаристам/режиссерам из Таджикистана?

Снимать как можно больше, смотреть как можно больше современного фестивального кино, следить за тенденциями. Не зацикливаться на теоретиках подобных Сид Филду. Это давно не актуально. Делать то, что ближе всего к сердцу и искать свой киноязык. Пробовать, искать возможности для обучения за рубежом, и браться за многое. Это, на мой взгляд, поможет.

День таджикского кино: чем живет «Таджикфильм» сегодня?


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram