Ru | Tj 
Аниса Собири: «Хочу открыть киношколу в Таджикистане»
Аниса Собири: «Хочу открыть киношколу в Таджикистане»
Фото: Предоставлено героем статьи

Аниса Собири: «Хочу открыть киношколу в Таджикистане»

Опубликовано

Одним из способов представить национальную культуру и традиции на международной арене является создание хороших и содержательных фильмов. Поэтому режиссеры играют важную роль в плане развития национальной кинематографии. Аниса Собири относится к числу одних из талантливейших режиссеров, который последние несколько лет вносит вклад в развитие таджикского кино. Пути успеха и особенности кинематографа мы обсудили с Анисой Собири.

«РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ!»

- По какой причине вы обратились в кино или это было внутренним интересом?

- Семь лет я была проводником в горах Таджикистана, объездила с туристами весь мир и всем рассказывала о Таджикистане. Именно благодаря этой работе я близко познакомилась с регионами нашей страны, даже были времена, когда я по четыре-пять раз в году ездила в деревни и знакомилась с бытом населения. Этот опыт пробудил во мне желание собрать множество тем, и объединить их в виде рассказов. Но, поскольку я обучалась в русской школе и дома общалась на этом языке, мне было сложно собирать рассказы на таджикском языке. Кроме того, я творила в основном на русском языке, и в какое – то время это желание пропало у меня, так как осознала, что я таджичка и я должна писать на своем родном языке. Я выбрала профессию режиссера для того, чтобы изображать свои истории в своих фильмах.

- В каких жанрах больше предпочитаете снимать фильмы?

- Жанров много и каждый из них, как и языки имеют свои особенности. Если рассматривать жанры через эту призму, то я как любитель языков и хочу поэкспериментировать со многими из них. «Плач Тамбур»-а считается психологической драмой, и мне очень нравится этот жанр. В настоящее время я снимаю фильм, который также является документальным.

- Вы сотрудничаете со сценаристами или сами пишете сценарии?

- В основном я пишу сама, но сценарий фильма «Лола» я подготовила совместно с моим преподавателем из киношколы.

- С вашей точки зрения, каким должен быть фильм? То есть какие у него должны быть принципы?

- Искусство можно оценить словами великого Саади: «Все племя Адамово – тело одно». То есть фильм бывает разным в зависимости от использования жанров и видения режиссера. Например, есть кино, которое создается в коммерческих целях. Как и в больших студии Нетфликс, где главную роль играет не режиссер, а продюсер, то есть в таких фильмах в основном используется принципы рынка. Меня такое кино не интересует, потому что я преследую другую цель.

В кино для режиссера очень важно иметь профессиональное видение, и именно поэтому в зависимости от опыта у каждого актера и режиссера свой метод (принцип).

ОТСУТСТВИЕ КИНОРЫНКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

- У вас есть фильм под названием «Аз Алла то Вобалам». Какова была цель его разработки?

— Это документальный фильм, рассказывающий о традициях таджиков в отдаленных районах Зерафшана, Бадахшана, Ферганы и Хатлона, которые к большому сожалению по разным причинам забыты нашим новым поколением. Поэтому я хотела документально запечатлеть эти традиции, чтобы мои дети имели представление о таджикской культуре.

- Чтобы снять фильм, режиссеру необходим спонсор. Как вы реализуете свои идеи?

- Мой первый фильм «Искупление» на русском языке был дебютным студенческим проектом, на который я при поддержке моих друзей потратила сто долларов. Для своего фильма «Плач Тамбура» я нашла спонсоров во время работы в качестве проводницы иностранных туристов, которым в поездках по регионам Таджикистана рассказывала о своей мечте снять фильм. На вопрос почему я так все красочно рассказываю, но не воплощаю свою мечту, как правило отвечала, из – за отсутствия денежных средств. Позже я узнала, что один из туристов был главой компании «Мастеркард». Деньги на съемки фильма собрали за несколько недель. Мы до сих пор поддерживаем дружеские контакты.

- Почему Ваши фильмы не размещаются на YouTube?

- Конечно, это меня беспокоит, поскольку было время, когда и я сама искала нужные мне фильмы на YouTube.

YouTube — это платформа, которая хороша для блогов и видео, но не для профессиональной кинематографии. Если мы разместим фильм на этой платформе, он будет распространяться незаконно, то есть без согласия автора. С другой стороны, мои фильмы предусмотрены для показа на международных фестивалях. Поэтому, если мои фильмы будут демонстрироваться на YouTube, соответственно меня лишат права участвовать на фестивалях.

Удивительно, почему в Таджикистане не функционирует регулируемый кинорынок, доступный для всех, кто занимается искусством? Это может быть таджикский рынок — онлайн-сеть, наподобие Нетфликс или Муби, где зритель может смотреть таджикские фильмы. Может быть такая сеть и есть, но пока запросов на показ моих фильмов через нее не поступало. А вот в Великобритании, Литве, Италии по этим каналам мои фильмы демонстрировались.

КИНО НУЖДАЕТСЯ В СПОНСОРЕ

- Как вы думаете, может ли журналист стать кинорежиссером?

- Каждый может, если есть желание. Журналист имеет большой опыт. Режиссер также должен владеть наибольшим жизненным опытом, поэтому эти профессии тесно связаны друг с другом.

- В чем, на ваш взгляд, секрет успеха? Может ли знание языка сыграть роль?

- Думаю, самое главное — это опыт, а у меня он многогранный. Я работаю с 14 лет, как в качестве продавца, экскурсовода, главы организации, так и докладчиком на международных конгрессах. Я с детства была любознательной, жаждала новых знаний и тайн, и по сей день придерживаюсь этого пути. Полагаю, что чтение книг также помогло мне добиться успеха, ведь благодаря моей бабушке я научилась читать с пяти лет и с тех пор я влюблена в литературу.

- Кого вы считаете своим наставником в области кино?

- Честно сказать, у меня нет наставника, но есть любимые режиссеры, такие как Бела Тарр и Мухсин Махмалбоф.

- Когда вы пришли в мир кино, как родители отнеслись к вашему выбору?

- Когда я захотела стать кинорежиссером, мама уже поверила в меня. Она знала, что у меня есть личное мнение, и уважала выбранную мной профессию, за что я несомненно ей благодарна. Мой отец ушел из жизни очень рано, когда мне было всего 11 лет.

- Лучший таджикский фильм, который вы смотрели?

- Мне нравятся фильмы Джамшеда Усмонова и несколько фильмов Бахтиёра Худойназарова.

- Кого, по вашему мнению, можно считать лучшим таджикским актером?

- Вы знаете, искусство не требует оценок, и в этом плане я не могу высказать свое мнение. Лучший артист – это «Меджнун» и к такой категории можно смело отнести Далера Назарова, Талиба Шахиди, Сироджиддина Джураева, Барзу Абдураззакова, а также всех актеров фильма «Аз Алла то Вобалам», любовью которых я до сих пор вдохновляюсь.

- С вашей точки зрения, на каком уровне находится таджикское кино?

- Таджикское кино сейчас находится в поиске своего стиля, отмечается старание блогеров, которые снимают много документальных фильмов и это хорошо. Если цена интернета снизится, не исключено, что в будущем сферу таджикского кино придут свободомыслящие и опытные кинематографисты.

- Какие Ваши планы на будущее?

- В моих планах на ближайшие несколько лет закончить фильм «Лола» и снять еще несколько фильмов. Я также хочу в будущем открыть киношколу для таджикских детей.

- Каковы ваши мечты и пожелания относительно будущего таджикского кино?

- Я хочу, чтобы мы познали себя как нацию и одновременно представили свое кино.


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram