Ru | Tj 
Растущий интерес к зеленой энергетике. Какие цели преследует арабский мир в Центральной Азии?
Растущий интерес к зеленой энергетике. Какие цели преследует арабский мир в Центральной Азии?

Растущий интерес к зеленой энергетике. Какие цели преследует арабский мир в Центральной Азии?

Опубликовано

По прошествии более трех десятилетий страны Центральной Азии не стали самодостаточными в производстве электроэнергии, и с целью преодоления проблемы нехватки электричества все еще стремятся привлечь иностранные инвестиции в эту отрасль.

Некоторые экономические эксперты считают Центральную Азию подходящим регионом для производства зеленой энергии и подчеркивают необходимость увеличения инвестиций в этот сектор. Географическое положение и погодные условия региона предоставляют возможность для развития производства возобновляемой энергии, ведь в году 300 солнечных дней – это хороший источник и возможность для производства электроэнергии из солнечных лучей.

В настоящее время арабские страны, отдавая приоритет возобновляемым источникам энергии, активизируют свою деятельность в пяти странах региона, реализуя при этом экономические программы путем инвестирования в строительство электростанций.

С учетом различных факторов к наиболее активным странам Центральной Азии можно причислить Казахстан и Узбекистан, которые привлекают арабский капитал в свою экономику. В этих странах, богатых природными ресурсами, есть паровые электростанции, функционирующие с использованием нефти и других загрязняющих воздух материалов.

На сегодняшний день именно они считаются заинтересованными в переходе на «зеленую энергетику» или возобновляемую энергетику странами, подписавшими с рядом арабских стран многомиллиардные соглашения в области строительства солнечных и ветряных электростанций. В то же время арабские монархии больше заинтересованы в инвестициях в новые газовые электростанции. Таким образом, они развивают аграрный сектор Казахстана и Узбекистана, а в дальнейшем будут отправлять в свои страны сельскохозяйственную продукцию, например, зерно.

Согласно официальным данным, Узбекистан богат природным газом, а это топливо составляет более 80 процентов от общего потребления энергии в стране. В соответствии с отчетом Всемирного банка, ожидается, что спрос на электроэнергию в Узбекистане до 2030 года вырастит на шесть процентов ежегодно. Чтобы удовлетворить этот спрос, страна должна значительно увеличить свои мощности по производству энергии, а возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия, считаются подходящим решением. Узбекистан заявил, что к 2025 году хочет увеличить долю зеленой энергетики до 25 процентов.

Однако, с другой стороны, три страны Центральной Азии, в том числе Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, рассматривают атомные электростанции как один из вариантов обеспечения устойчивой энергетики в долгосрочной перспективе с целью компенсации нехватки электроэнергии за счет помощи России. Вместе с тем, многие граждане и специалисты региона обеспокоены безопасностью этих электростанций, в частности в плане того, что атомная энергетика очень опасна с точки зрения окружающей среды и представляет угрозу безопасности жизни и здоровья людей. По этой причине многие страны мира постепенно стремятся отказаться от атомной энергии и рассматривают процесс перехода на «зеленую энергетику».

Сейчас строительство ГЭС считается одним из решений энергетического кризиса в Таджикистане, Кыргызстане и даже в регионе. Эти две страны уделяют больше внимания гидробассейну и пытаются найти инвесторов в проекты строительства крупных гидроэлектростанций региона – «Рагун» и «Камбарота-1», для чего стремятся привлечь иностранный капитал, в особенности арабских стран.

Недавно Душанбе и Эр-Рияд договорились о льготном кредите в размере 100 миллионов долларов для продолжения строительства Рагунской ГЭС. Таджикистан занимает шестое место среди стран мира по проценту производства и потребления экологически чистой энергии. С другой стороны, правительство Таджикистана пытается увеличить производство электроэнергии с помощью солнечных и ветряных электростанций до 700 мегаватт к 2030 году. Поскольку большая часть территории Таджикистана является гористой, строительство линий электропередачи и установка катанки в отдаленных селах является затратной задачей, а замена источников производства возобновляемой электроэнергии обойдется намного меньше.

Следует заметить, что соседний с Таджикистаном Кыргызстан также ищет инвесторов, поскольку эта страна имеет большой энергетический потенциал, но до сих пор только 13 процентов водных ресурсов используется для производства электроэнергии. Сейчас ряд компаний ОАЭ заинтересованы в реализации совместных энергетических проектов в Кыргызстане. В частности, с компанией «Масдар» реализуется совместный проект по строительству солнечной электростанции в Иссык-Кульской области. Но с другой стороны, чиновники Кыргызстана заинтересованы в строительстве АЭС мощностью 300 мегаватт из-за нехватки природного электричества.

Туркменистан также наладил сотрудничество в энергетической области с Объединёнными Арабскими Эмиратами, используя при этом опыт последних в направлении создания низкоуглеродной экономики и внедрения современных «зелёных» технологий. Сейчас стороны работают над созданием гибридной электростанции, расширением сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, строительством солнечной электростанции мощностью 100 мегаватт. Недавно сообщалось, что на берегу Каспийского моря в Туркменистане началось строительство крупной электростанции (1574 мегаватт), которая будет работать и на природном газе.

Туркменистан занимает четвертое место в мире по запасам природного газа. Почти вся электроэнергия этой страны производится на тепловых станциях с использованием природного газа. В настоящее время Туркменистан экспортирует свою электроэнергию в Афганистан, Иран, Узбекистан и Кыргызстан.

Фактически, арабские страны стали самым передовым регионом в использовании чистой энергии и сокращении выбросов углекислого газа. В прошлом году миллиарды долларов были инвестированы в строительство солнечных и ветряных электростанций, электронных передатчиков и батарей. И как ведущая страна в области чистой энергетики, она поощряет китайские компании инвестировать в Центральную Азию.

Зулфикор Исмоилиён, эксперт по экономическим вопросам считает, что инвестиционная политика арабских стран, реализуемая в странах Центральной Азии, является основным фактором арабского тренда в регионе и связана с открытием общего инвестиционного пространства.

«Арабские страны действительно имеют возможность инвестировать в различные проекты в Центральноазиатском регионе, особенно в Таджикистане. Это прежде всего связано с тем, что страны региона обладают огромными запасами минеральных ресурсов, нефти, природного газа, горных пород, а также воды и ледников. Регион с населением 74 миллиона человек и валовым внутренним продуктом около 300 миллиардов долларов, является для стран арабского мира весьма привлекательным, и в этой связи отмечается рост инвестиций в различные отрасли, в том числе в чистую энергетику. С другой стороны, арабы ведут себя в соответствии со складывающейся обстановкой в мире и политических условий региона. Сейчас мы отчетливо наблюдаем склонность арабского мира в сторону России и Китая, то есть их взаимоотношения находятся на весьма высоком уровне. Недавно глава российского государства посетил Эр-Рияд и Абу-Даби. При посредничестве Пекина Исламская Республика Иран и Саудовская Аравия вступили на путь примирения, а их дипломатические отношения вышли на весьма высокий уровень», - добавил Зульфикор Исмаилиён.

Старший российский научный сотрудник Центра постсоветских исследований Станислав Причин в интервью изданию «Известия» относительно традиционных энергетических проектов стран региона и инвестирования арабских стран в этот сектор отметил, что за исключением Туркменистана, статистические данные о котором отсутствуют, другие страны региона в виду энергетического кризиса испытывают крайнюю нужду в иностранных инвестициях.

«Арабские страны не имеют собственных технологий и в основном прибегают к использованию китайских оборудований. В связи с этим наблюдается тенденция приобретения за счет арабского финансирования китайских оборудований для строительства солнечных и ветряных электростанций в Центральной Азии, что является возможностью получения прибыли. На этом основании заинтересованность арабских стран в финансировании энергетического сектора Центральной Азии считается возможностью для получения реальной прибыли. Несмотря на то, что зеленая энергетика является важной сферой, она все же не может решить проблему энергетического кризиса в Центральной Азии, поскольку содержание солнечных электростанций в зимний период времени представляется весьма проблематичным. Во всяком случае, до сих пор не отмечаются серьезные результаты в сфере улучшения энергобаланса стран Центральной Азии со стороны арабского мира. И не очень понятно, на каких условиях будут осуществляться инвестиции», - сказал российский эксперт С. Причин.

Он считает, что зеленая энергетика, даже если она и актуальна, не решает проблему энергетического кризиса в регионе.

ПЕРЕОРИЕРНТАЦИЯ АРАБСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ С ЗАПАДА НА ВОСТОК

По мнению экспертов, переориентация инвестиций арабских стран в Центральноазиатский регион в этом году произошла после двух международных конференций, одной из которых была «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива» в Эр-Рияде, а другой — Всемирная климатическая конференция, прошедшая с 1 по 12 декабря в Дубае под эгидой Климатической конференции ООН.

Похоже, что арабские страны Персидского залива расширяют использование чистых и возобновляемых источников энергии в малых и больших масштабах, зная, что запасы нефти и газа исчерпаются в не столь отдаленном будущем.

Прогнозы ведущих экспертов относительно развития современных технологий указывает на то, что к 2040 году место нефти и газа во всем мире займет зеленая энергетика. Арабский мир, стремясь к «безнефтяному» будущему, реализует обширные программы по созданию крупной, устойчивой энергетической программы.

В будущем это даст им возможность соперничества за лидерство в сфере мощности зеленой энергетики в мире. В то время, как усиливается глобальная конкуренция за замену экологически чистой энергии, арабские страны Персидского залива пытаются сохранить позицию первых экспортеров «чистой» электроэнергии. Например, Саудовская Аравия имеет амбициозную программу по увеличению доли чистой энергии и планирует увеличить этот вид энергетики на 50 процентов к 2030 году.

Объединенные Арабские Эмираты быстро расширяют использование зеленой энергии и в течении трех десятилетий в рамках проекта «Net Zero 2050» намерены инвестировать 600 миллиардов дирхамов в программу возобновляемых источников энергии.

По мнению эксперта Абдуракиба Кадырова, в условиях современной геополитической нестабильности арабский мир пытается найти новых партнеров, и Центральная Азия станет одним из направлений инвестиций и долгосрочного сотрудничества.

«Арабские страны при происходящих на уровне двух мировых систем конфликтах и​​противоречиях, пытаются переориентировать свои инвестиции с Запада на Восток. Раньше арабский мир вкладывал большие деньги в проекты Соединённых Штатов Америки и европейских стран, но в последние годы отчетливо убедились в том, что западные страны не предоставляют надежных юридических гарантий арабским инвестициям, ограничивая при этом отдельные инвестиции и замораживая некоторые счета. Сейчас арабские страны внедряются в Центральную Азию для освоения рынков и ищут новые проекты для инвестиций. Особенно в сфере зеленой энергетики, которая с точки зрения эффективности в долгосрочной перспективе считается более выгодной чем другие проекты и программы», - сказал аналитик Абдуракиб Кадыров.

По мнению наблюдателей, хотя арабские страны пытаются монополизировать рынок чистой энергетики в Центральной Азии, расширение возобновляемой энергетики является показателем многовекторной политики региона, в котором место по прямым иностранным инвестициям занимает Россия, Китай и другие страны.

С другой стороны, арабские и Центральноазиатские страны географически удалены друг от друга, но их объединяют общие идеи связи через Великий шелковый путь, общая исламская идентичность, а также обоюдное стремление к межрегиональному экономическому развитию.

Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram