Ru | Tj 
Смерть в изгнании: скончался известный иранский ученый и литературовед Реза Барохани
Смерть в изгнании: скончался известный иранский ученый и литературовед Реза Барохани
Фото: Интернет

Смерть в изгнании: скончался известный иранский ученый и литературовед Реза Барохани

Опубликовано

Автор знаменитого произведения «Золото в меди» («Тилло дар мис») Реза Барохани, в последние годы страдавший болезнью Альцгеймера, скончался 24 марта в возрасте 86 лет в Канаде, далеко от родины – Ирана.

Актой Барохани, сын иранского ученого, написал на своей странице в Instagram: «Мой отец – Реза Барохани, покинул мир и поспешил навстречу солнцу». Согласно завещанию Реза Барохани был похоронен в Иране.

Реза Барохани — один из самых влиятельных литературных деятелей Ирана последних шести десятилетий, известный не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Его работы были переведены и опубликованы на английском и французском языках. Он был одним из литературных критиков, выступавших за избавление иранской поэзии от своего традиционного стихотворного метра, рифмы и развитие по пути западного постмодернизма. Он написал много статей о свободных стихах и постмодернистской поэзии, где подверг резкой критике именитых современных иранских поэтов. Его критика не нравилась многим иранским поэтам. Некоторые иранские литературные критики выступили с критикой его работ и взглядов.


Кем является Холик из «Золото в меди»?

Реза Барохани — известный иранский поэт, критик и писатель, родился 13 декабря 1935 года в городе Тебриз.

В 22 года он получил ученую степень кандидата филологических наук (английский язык и литература) в Иране, а докторскую степень получил позднее в Турции. Реза Барохани некоторое время преподавал в Тегеранском университете. Долгие годы он подвергался преследованиям со стороны политических режимов. Во время правления Реза-шаха Пехлеви, Барохани был задержан сотрудниками Савака (тогдашнего министерства государственной безопасности Ирана) и три года провел в тюремной одиночной камере. После своего освобождения Реза Барохани покинул Иран.

Спустя годы он написал статью, где рассказал о причинах своего ареста в прошлом. Он в частности писал, что тогдашнее иранское правительство арестовало его из-за содержания его книги «История мысли» и «Культура угнетателей и культура угнетенных» (“Таърихи музаккир” ва “Фарҳанги ситамгар ва фарҳанги ситамдидагон”). Барохани в данной своей работе поднимал вопрос автономии народов, населяющих Иран и защиты их языков, а тогдашнее иранское правительство обвинило его в призывах к насилию.

В годы правления Реза-шаха Пехлеви, из-за постоянных политических гонений Реза Барохани был вынужден покинуть Иран. Он установил прочные связи с членами Народной партии Ирана (Хезбе тудейе Иран), так как симпатизировал коммунистической идеологии и проделал большую политическую работу по продвижению коммунистических идей. Он всегда выступал против мирового империализма и находился в постоянном интеллектуальном конфликте с противниками своих политических взглядов.

Реза Барохани был одним из основателей Союза писателей Ирана и некоторое время даже возглавлял это объединение.


Во время его пребывания на посту главы Союза писателей Ирана два члена Союза, являвшиеся его друзьями, были убиты загадочным образом. После данного случая Барохани перебрался в Канаду.

После свержения правительства Пехлеви, он, как и другие противники Шаха, вернулся в Иран. Он написал письмо аятолле Хомейни, лидеру Исламской революции в Иране, в котором выразил поддержку исламскому правительству Ирана. Однако оптимизма Резы Барохани хватило ненадолго, и после начала ирано-иракской войны он стал выступать против исламского режима.

В годы ирано-иракской войны, в память о своем друге, погибшем на войне, он написал элегию «Исмаил», которая не понравилась новым правителям Ирана. Он в своей элегии высмеивал иранские власти и священнослужителей, обвиняя их в разжигании этой войны.

Реза Барохани после публикации этой элегии снова покинул Иран и до конца своей жизни был вынужден жить и работать вдалеке от родины. Он написал поэму об Иране под названием «Иран – прекрасная красавица» («Эрон, эй хонуми зебо»), которая сегодня передается из уст в уста тысяч иранских иммигрантов.

Наследие Резы Барохани

Реза Барохани выступал в трех ипостасях: поэт, писатель и литературный критик, и в таком симбиозе он являлся одной из видных фигур в современном Иране. Выдающийся иранский поэт, писатель и исследователь, своими взглядами и разнообразными предложениями вызывал бурные дебаты относительно поэзии, прозы и литературной критики в Иране. Его резкая критика современных иранских поэтов многими высмеивалась, а некоторые влиятельные литературные деятели Ирана не воспринимали его критику всерьез. Реза Барохани был хорошо знаком с современными тенденциями в мировой литературе, и хотел, чтобы волны обновления и новаторства, которые стали обыденными в Европе, также охватили и литературные круги Ирана. Реза Барохани с использованием новых тенденций в мировой литературе создал новые произведения, которые сейчас стали частью современного литературного наследия Ирана.


Покинув этот мир, он оставил после себя много работ, которые являются примером значимых литературных произведений современной персидской литературы. Такие его произведения как «Обращение к мотылькам и почему я не поэт» («Хитоб ба парвонаҳо ва чаро ман шоири нимоӣ нестам» - сборник стихов), «Исмаил» («Исмоил» - сборник стихов), «Зуллох» («Зуллоҳ” – сборник стихов), «Озодахонум и её писатель», («Озодахонум ва нависандааш» - роман), «Тайны моей родины» («Розҳои сарзамини ман» - роман), «Золото в меди» («Тилло дар мис» - литературная критика в трех томах), «Химия и почва» («Кимё ва хок»), «История мысли» («Таърихи музаккир») и другие входят в число признанных произведений иранской литературы.

Реза Барохани и его письмо Хомейни

После падения правительства Реза-шаха Пехлеви и установления исламского режима в Иране, Реза Барохани с надеждой на лучшее будущее написал письмо аятолле Хомейни, лидеру Исламской революции в Иране. Данное письмо вызвало негативную реакцию со стороны иранских политических деятелей, которые выступали против установления исламского режима в Иране и обвинили Барохани в поддержке Исламской революции.

После установления нового правительства в Иране, на протяжении более 40 лет, Барохани выделялся своими экстравагантными заявлениями и был на устах у проживающих за рубежом иранцев. Как-то он посетовал на то, что ему не разрешали в Иране читать стихи на его родном языке, то есть на турецком. Это его высказывание вызвало волну негодования, и иранцы обвинили его в сепаратизме и желании разделить Иран.

Был ли Реза Барохани пантюркистом?

Исторический роман Барохани «Тайны моей родины» вызвал неоднозначную реакцию и протесты среди оппонентов. Критики обвинили его в пантюркизме и в том, что он выступает за развал Ирана. В качестве довода приводился тот факт, что главными героями «Тайны моей родины» являются персонажи, турецкого и персидского происхождения. Позже в одном из интервью он отверг все обвинения, заявив, что готов с оружием в руках встать на защиту Ирана. Он назвал ошибочным то, как читатели восприняли турецких и персидских персонажей романа. В другом интервью Барохани сказал, что персидский язык является официальным и языком межнационального общения иранского народа, но вместе с этим он выступает в защиту своего родного языка – турецкого.


Реакция иранцев на смерть Резы Барохани

Смерть Резы Барохани попала в заголовки персоязычных СМИ. Многие поклонники его творчества и единомышленники назвали смерть Барохани большой потерей для любителей литературы и дали высокую оценку его достижениям в области литературы за более чем шестьдесят лет работы. Ибрагим Набави, бывший корреспондент телерадиокомпании Ирана, написал со скорбью: «В литературной критике, и особенно в поэтической критике, его работы были уникальными и самобытными. В области поэзии он считается учителем для многих представителей современной персидской поэзии».

Зухурулла Зухури, который неоднократно принимал участие во встречах с Барохани, написал: «Реза Барохани — один из самых влиятельных фигур в области персидского языка и литературы, особенно в современной персидской поэзии он имеет большое уважение среди поэтов Ирана, Афганистана и Таджикистана. Его книга «Золото в меди» на самом деле является манифестом новой персидской поэзии, которая полвека назад произвела революцию в литературе персоязычного мира. Все наши поэты новой волны воспитывались под влиянием этой книги».

Реза Мохаммади, афганский поэт, написал, что Реза Барохани в одиночку смог изменить нашу «форму взгляда на бытие»: «На протяжении многих поколений идол являлся разрушителем идолов. На самом деле литература — это больше, чем производство текста, это изменение коллективного сознания и человеческой памяти. Эту задачу выполнил Барохани, но последние годы своей жизни он провел без сознания, и Иран – прекрасная красавица, в которую он был влюблен, выгнала его из своих объятий».

Реза Барохани также известен и в Таджикистане. В нашей стране наибольшую известность получила книга Барохани «Золото в меди», которую любят цитировать многие таджикские исследователи персидской литературы и поэты нового времени.


Современный Душанбе: как происходит урбанизация столицы


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram