Ru | Tj 
Прах солдата предали земле на его Родине в Таджикистане спустя 40 лет. Кем был Ануфриев?
Прах солдата предали земле на его Родине в Таджикистане спустя 40 лет. Кем был Ануфриев?
Фото: Предоставлены автором статьи

Прах солдата предали земле на его Родине в Таджикистане спустя 40 лет. Кем был Ануфриев?

Опубликовано

Прах русского солдата, уроженца Таджикистана, исполнявшего свой интернациональный долг в Афганистане, был возвращён в Душанбе почти полвека спустя. Автор Halva.tj установил личность погибшего героя и провёл беседы с его родственниками.

В ходе поисковых мероприятий было установлено, что Михаил Ануфриев служил в 177-м отряде специального назначения Главного разведывательного управления СССР и погиб во время выполнения боевого задания в июне 1982 года. Его тело не было найдено, и семья безуспешно искала его на протяжении 40 лет.

В начале июля останки М. Ануфриева были отправлены в Душанбе с российской авиабазы в Канте. Похороны состоялись на кладбище в Душанбе, где и родился Михаил Ануфриев.

Согласно информации Halva.tj, Михаил Викторович Ануфриев родился в 1961 году в Душанбе.

После окончания профессионально-технического училища 9 ноября 1980 года Михаил Ануфриев был призван на действительную военную службу в ряды Советской Армии и приписан к воинской части 42610 в Капчагае, Афганистан. Он свободно владел русским и таджикско-персидским языками.

По словам одного из его бывших сослуживцев, для проведения специальной военной операции против сил Ахмадшаха Масуда они были направлены в Панджшерскую долину. Для ликвидации группировки Ахмадшаха Масуда в Панджшерской долине было проведено шесть крупных военных операций, самой известной из которых стала операция 1982 года. В ходе этой операции 177-й отряд потерял около 50 солдат, среди которых числились и двое без вести пропавших. Сослуживцы Ануфриева знали о его гибели, но тело так и не было найдено.

Другой сослуживец в своём письме к жене Михаила сообщил, что он погиб 2 июля 1982 года в провинции Парван, но его тело так и не было найдено.

По его словам, весной 1982 года, с целью перекрытия основных каналов поступления оружия противника с территории Пакистана, их отряд был направлен в провинцию Газни. До отправки в провинцию Газни местом их постоянной дислокации было знаменитое Панджшерское ущелье, где был размещён первый гарнизон советских войск. В то время Миша (Михаил Ануфриев) входил в состав специальной боевой группы.

В письме отмечалось, что утром 2 июля 1982 года трое военнослужащих, включая Михаила, отправились за водой к источнику. Дойдя до родника, их группа обнаружила боевиков, затаившихся в засаде. Завязалась перестрелка, в ходе которой Ануфриев отделился от своих товарищей.

По словам одного из боевиков, попавшего в плен советских войск, до начала боя рядом с Михаилом находился афганский мальчик, которого он не тронул. Однако, увидев боевиков, мальчик напал на Михаила и попытался разоружить его. Во время боя товарищи Михаила сменили свою позицию, оставив его истекать кровью. Позже выяснилось, что афганскому мальчику всё же удалось завладеть оружием раненого Михаила.

Из письма заместителя командира группы по политической работе Муратова, отправленного 9 мая 1982 года через полевую почту № 43151 родителям сержанта Михаила Ануфриева, следует, что 30 июня Михаил был направлен в район проведения специальной операции для обеспечения деятельности основных сил.


«2 июля Михаил Викторович вместе с двумя солдатами отправился за водой. В результате боестолкновения он отделился от своих сослуживцев. Бой продолжался несколько минут, после чего товарищи пытались дозваться до Михаила, но все их попытки оказались тщетными. Они начали поиски и немедленно проинформировали командира. Были приняты всевозможные меры для его поиска, но они не дали желаемых результатов. Михаил был объявлен пропавшим без вести», — говорилось в письме.

Из писем матери Михаила, Александры Алексеевны Валовой, направленных в Комитет по работе с ветеранами афганской войны Таджикистана и Комитет по работе с воинами-интернационалистами республики (в 2006 и 2008 годах), следует, что она искала сына до конца своих дней. Она постоянно обращалась в соответствующие органы Таджикистана и России, пытаясь узнать, что произошло с её сыном и были ли найдены его останки.


Жена Михаила, Наталья Дроздова, также отправляла письма официальным лицам двух стран с просьбой найти тело мужа. В своём последнем письме, написанном в 2020 году, она сообщила, что семья Михаила Ануфриева живёт с этой болью уже почти 40 лет, и за это время им удалось собрать определённую информацию о нём.

«Мы слышали множество различных версий! Теперь мы знаем, где и как он погиб. Возможно, мы сможем вместе вернуть тело Михаила на Родину. Проделана большая работа, остался последний шаг», — написала она в своём последнем сообщении.

Около четырёх лет назад на основании имевшейся информации его бывший сослуживец Сергей Якиманский начал поиски Михаила. Ему удалось найти останки тела друга вместе с некоторыми документами и передать их в посольство России в Кабуле. В одном из писем жене своего друга Сергей сообщил, что нашёл и отправил два письма, фотографии и справку Розыскного комитета в отношении Михаила Ануфриева.

«На встрече с ветеранами 177-го отряда специального назначения, с которым служил в Афганистане Михаил Ануфриев, я имел беседу с первым командиром отряда — полковником Борисом Кемирбаевым, казахом по национальности. К сожалению, у нас не было достаточно времени для подробного разговора, но я все же задал ему вопрос о том, что в действительности произошло. Он предоставил мне официальную версию, согласно которой Михаил и ещё два – три солдата были утром отправлены командованием за водой в деревню у подножия горы, откуда Михаил и не вернулся. По словам его товарищей, они попали в засаду, и Михаил был ранен. Командир заставы или командир взвода (точно не помнит) отправил на поиски Михаила группу из пяти человек во главе с заместителем командира роты по политической работе Бетуевым. Вечером в ущелье спустились почти триста десантников и началась крупная военная операция, в ходе которой погибли 20 наших солдат, но Михаила так и не нашли. Это стало известно из слов Б. Кемирбаева», - написал С. Якиманский.

Поиск в Интернете показал, что командир 177-го батальона Борис Тукенович несколько лет назад опубликовал книгу, в которой утверждает, что Михаил перешёл на сторону врага, из-за чего ему пришлось сменить все пароли, позывные и другие условные знаки.

«Я связался с Борисом Тукеновичем. Тогда он был ещё жив. Мы уже знаем, как погиб Михаил. В Капчагае установлен мемориальный памятник 177-му отряду, но имени Михаила Ануфриева на нём нет, словно такого солдата и не существовало! Имя Михаила выгравировано только на мемориальном памятнике 177-го отряда в Химках, установленном на средства его сослуживцев», — написал Якиманский.

Таким образом, существуют разные версии гибели Михаила Ануфриева, и никто точно не знает, был ли он убит в той операции или перешёл на сторону врага. Однако спустя 40 лет его семье удалось найти останки с документами, привезти их в родной город Душанбе и предать земле.


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram