Ru | Tj 
«Именно здесь я заразился искусством»: Фарход Гафорпур о работе в театре-студии «Наврас»
«Именно здесь я заразился искусством»: Фарход Гафорпур о работе в театре-студии «Наврас»
Фото: Предоставлены героем статьи

«Именно здесь я заразился искусством»: Фарход Гафорпур о работе в театре-студии «Наврас»

Опубликовано

Актер театра и кино Фарход Гаффорпур родился 2 января 1986 года в Канибадаме. Он является выпускником Таджикского государственного института искусств им. Мирзо Турсунзода (2004-2009 гг.). За свою карьеру он сыграл более 25 различных ролей в театре и кино. Его роли, такие как Василий Васильевич в спектакле «Голос лебедя» (2021), Человек - коротышка в спектакле «Кобил» (Послушный, 2018), Гамлет в спектакле «Суд дураков» (2016), Дионис в спектакле «Вахвахабонувон» (2015), свидетельствуют о его высоком таланте.

Ему своей актёрской игрой под силу унести зрителя в мир образов, мыслей, а также борьбы добра со злом. Его работы придают зрителю сил и меняют мышление.

Недавно этот актёр сыграл главную роль в нашумевшем таджикском спектакле «Голос Лебедя», который очень понравился зрителям. В беседе с корреспондентом Halva.TJ он рассказал о любви к театру, о своей жизни и творческой деятельности.


- «Суть искусства — самоубийство и воскрешение», — сказала поэтесса Гулрухсор. А что вы скажите по этому поводу?

- Полностью с ней согласен. Чтобы создать что-то ценное, каждый творец тратит своё время, энергию, эмоции, нервы, да и в целом жизнь, иначе говоря, он жертвует собой. Переход небытия в бытие всегда достигается ценой больших жертв.

- Расскажите, пожалуйста, как начинался ваш творческий путь?

- Большинство ребят нашего поколения после окончания школы не знали, кем они станут. Я, например, сначала хотел быть врачом, потом решил стать журналистом. В театр я попал случайно. Самым приятным местом для меня стал театр-студия Юнусали Эргашева «Наврас». Именно здесь я заразился искусством. Зная о положении и уровне жизни провинциальных артистов, а также о тогдашнем состоянии театров, мы - четверо сообразительных ребят с открытыми взглядами (я, Гайрат Кадыров, Фаррух Ваитов и Мухиддин Музаффар), вопреки всем советам друзей, не колеблясь, подали документы и поступили в институт искусств. После этого у нас оставался только один выход: любой ценой идти вперёд и развиваться! Иначе в том, что мы осознанно бросились в эту бездну, не было никакого смысла. Когда мы поняли, что нас не будут приглашать в кино как актёров, мы начали самостоятельно снимать фильмы. Было очевидно, что никто не будет помогать нам и способствовать созданию простейших условий для работы, поэтому сами взялись за дело.

- Какие изменения привнесла в вашу жизнь выбранная профессия?

- Моя жизнь никогда не была однообразной. Мой день проходит по-разному: иногда хожу на репетиции в театр, иногда на съёмки, иногда провожу время на сцене, а иногда за компьютером. Кроме того, я часто бываю в поездках, много наблюдаю и размышляю о жизни с точки зрения бедного мудреца, а иногда играю на сцене роль несчастного богача. Моя единственная проблема – это то, что у меня остаётся очень мало времени на семью.


- Люди часто говорят, что «молодость бывает лишь однажды» …

- На мой взгляд, молодость – это состояние души, то есть в этом вопросе возраст, здоровье и физическое состояние не имеют первостепенного значения. Стариком считается тот, кто ещё не достиг сорока, но уже находится в унылом состоянии и ни о чём не мечтает. Тот, кто постоянно оглядывается назад, живёт воспоминаниями и считает, что «сейчас плохое время, и что в прошлом было гораздо лучше». Молод тот, кто несмотря на 60 – летний возраст, всё ещё обладает новыми идеями и свежим взглядом, творческой силой и имеет большие планы на будущее.

- Обычно первый блин комом. Понятно, что у каждого новичка возникают трудности. Скажите, какие ступени вы преодолели и каким образом?

- Когда мы только пришли в театр, единственное и самое ценное, что мы получили от старшего поколения – это любовь и возможность работать. Чтобы достичь сегодняшнего положения мы не только «сломали» себе голову, но и благодаря риску, испытаниям и борьбе получили жизненный опыт.

- Скажите, принимает ли старшее поколение те инициативы и начинания, которые предлагают молодые артисты?

- К счастью, у нас в театре очень здоровая и дружеская, можно даже сказать, семейная атмосфера, где все относятся друг к другу породному. Старшее поколение всегда было и остаётся для нас опорой и путеводителем.

- Интересно, как вы, молодой артист, оцениваете состояние сферы искусства и на каком уровне, по вашему мнению, находится и финансовое обеспечение этой сферы в нашей стране?

- Нельзя дать объективную оценку, основываясь лишь на моём мнении. Я надеюсь, что состояние театра день за днём будет улучшаться, пусть даже медленными темпами.


- Давайте вернемся к началу вашей творческой деятельности. Какое первое чувство вы испытали, когда впервые вышли на сцену?

-Удивление...? Не знаю, может любовь? Честно говоря, я не знаю, как это назвать, потому что я тогда был школьником. Я должен был выступить на городском мероприятии, посвящённом Международному женскому дню, и прочитать стихотворение. Чтобы придать художественной окраски декламации стихотворения, режиссёр мероприятия Юнусали Эргашев вывел на сцену тогда Истад Мамаджанову, чтобы я увидел в её образе свою маму, вышивающую мой свадебный халат, и прочитал стихотворение. Мы не репетировали совсем, и я тогда впервые увидел Истад Мамаджанову. Вначале я на несколько секунд просто замер, затем успокоился, влюбился и, наконец, ожил. Я никогда не видел таких глаз, наполненных любовью. Спустя много лет Истад Мамаджанова стала моей постоянной сценической мамой. Теперь я называю её мамой и за пределами сцены.

- Помимо репетиций, а также просмотра и обсуждения сцен, как ещё вы развиваетесь в профессии?

- Есть много способов и средств для профессионального развития, и я стараюсь испробовать все. Я думаю, что неважно каким путём человек совершенствуется, важно постоянно развиваться и каждый день подниматься выше хотя бы на одну ступеньку.

- Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь моменте или случае, произошедшем на сцене, который вы никогда не забудете.

- Однажды мы должны были выступить со спектаклем «Кори Ишкамба» в одной отдалённой деревне. Мы взяли с собой все необходимые принадлежности, кроме большого тюрбана главного героя Кори. Знаменитый тюрбан считался важным атрибутом образа Кори в спектакле. В зале собрались зрители, и мы не могли ни отменить спектакль, ни перенести его. Из разных лоскутков тканей мы быстро сделали тюрбан и начали спектакль. Однако каждый раз, когда я смотрел на Кори и видел на его голове тот дурацкий тюрбан, я еле сдерживался от смеха. Тюрбан на самом деле выглядел по-дурацки, поэтому я не смог сдержать смех и невольно рассмеялся на сцене в самом начале спектакля. Зрители были удивлены. В итоге нам пришлось остановить спектакль, я извинился перед зрителями и объяснил причину своего безудержного смеха. Таким образом, мы сыграли этот спектакль, однако это было одним из самых худших выступлений, за которое мне до сих пор стыдно.

- Готовы ли вы посвятить свою жизнь представлению таджикского театра?

- Я не хочу делать громких заявлений. Единственное, что я знаю, это то, что весь последний год, днём и ночью я был в театре, и у нашей театральной команды большие планы на будущее.


- Хотелось бы остановиться на нашумевшем спектакле «Голос лебедя». Как вы считаете, существуют ли сегодня такие актёры, чья жизнь похожа на жизнь Василия Васильевича?

- Очень много. Они были сто лет назад, когда было написано произведение, существуют сейчас и в будущем тоже будут.

- Как вы готовились к роли Василия?

- Прежде всего я познакомился с творчеством А.П. Чехова. Я читал, наблюдал, слушал и влюбился в него. Я перечитал произведения Шекспира, посмотрел на них под другим углом. Пролистал Грибоедова и Пушкина…

- Интересно, вы когда-нибудь ошибались во время спектакля?

- Театр - живое искусство. В каждом спектакле мы обнаруживаем новые ошибки. В следующем спектакле мы стараемся исправить их, чтобы быть готовыми к более щекотливым ситуациям и ошибкам.

- Насколько содержание и стиль спектакля могут повлиять на мышление зрителей?

- Во-первых, содержание знакомит зрителей с актёрами и разными театральными стилями. Кроме того, это создает массу вопросов в сознании зрителя и еще несколько дней побуждает его искать ответы. Одна из задач театра — ставить вопросы и стимулировать разум к поиску ответов, привлекать внимание к важным человеческим проблемам, вести неосведомлённых зрителей к самопознанию. На мой взгляд, «Голос Лебедя» - это не тот спектакль, который просто отражает «правильный образ жизни», и через некоторое время после которого зритель забывает об этом «совете». Этот спектакль представляет собой некое воздействие на сознание, когда сам зритель обдуманно принимает решение, как ему поступить. И, в конце концов, действует так, как изначально задумал автор.

- В соцсетях вас и ваших коллег прозвали «тремя героями». В поддержку этих слов, что вы можете сказать о героях спектакля «Голос лебедя»?

- Человек, который сказал это, очень любезен. Он сделал нас должниками перед будущим, чтобы мы всегда чувствовали свою ответственность.


«Отдых начинается с одного сомони!»: Анна Косицина об уходе с радио, туризме и силе мечты


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram

Наши люди

Бьюти-блогер, студентка и основательница частной клиники. Путь успеха Нилуфар Халимовой

Наши люди

«Мы стараемся красиво и необычно сочетать национальные мотивы в современной одежде». Как Азиза Раджабова открыла швейный цех и отечественные бренды одежды

Наши люди

Пожилой студент. Или как 68-летний мастер Саттор изготавливает музыкальные инструменты

Наши люди

История таджикского стоматолога, добившегося успеха в городе Пенза

Другие новости