Ru | Tj 
Культура чести или почему таджички молчат о харассменте
Культура чести или почему таджички молчат о харассменте
Фото: Предоставлено героем статьи

Культура чести или почему таджички молчат о харассменте

Опубликовано

Около года назад в Таджикистане появился интернет-проект «Расскажи мне, сестра». В Instagram - аккаунте публикуются анонимные истории девушек, которые когда-либо подверглись харассменту. Его основательница, Елена Нажметдинова, в своем интервью рассказала о том, как в рамках проекта они иногда делают перерывы между публикациями, почему обычно таджички замалчивают домогательства, которым подвергаются, и поможет ли такая общественная работа повлиять на мужчин.


- Елена, можете рассказать о последнем случае харассмента, который произошёл лично с Вами?

- Последние пять лет я живу в Индии. К счастью, ничего такого в этой стране со мной не происходит. Причина не в том, что в Индии домогательств меньше. Просто я, как иностранка, соблюдаю правила безопасности.

В Таджикистане, мне кажется, все случаи харассмента у меня собираются в одну кучу. Я даже не могу вспомнить все, что было. Расскажу о самом ярком эпизоде, который со мной произошёл. Это было сексуальное домогательство со стороны парня, с которым мы хорошо дружили. В какой-то момент, видимо, в его голове что-то сработало не так. Он захотел от меня интимной близости. Я ответила ему достаточно спокойно: «Извини, конечно, но я не хочу». Я думала, что могу уладить этот конфликт адекватным языком. На это он мне ответил: «А я хочу». Тогда я развернулась и ушла. До сих пор помню, во что он был одет в тот день. Первое время я не могла его видеть, во всем винила себя, думала, что дала ему повод, проявила наивность и была неосторожна. Потом эти чувства ушли. Понятно, что я ни в чем не виновата, потому что я доверяла этому человеку. Он был моим близким другом и, возможно, он просто воспользовался этим доверием.


- Последний пост в Instagram был 8 марта. Почему на странице проекта нет новых публикаций?

- Мы периодически делаем перерывы - чтобы отвечать на истории, нужен эмоциональный ресурс. Иногда его нет. Бывает, ты приходишь с работы уставшей, читаешь историю и понимаешь, что должна оказать искреннюю поддержку. Это должен быть взаимный диалог. Для того, чтобы найти правильные слова, нужен ресурс. Сейчас, в силу обстоятельств, я не могу оказать поддержку. Истории есть. Скоро мы возобновим публикации.

- Как Вы думаете, Ваш проект может как-то повлиять на мужчин, которые считают харассмент нормой?

- Думаю, да. Но при условии, что они будут читать истории и смотреть эфиры. Наша страница – это социальная реклама о харассменте. Одновременно она носит и просветительский характер. Страница – это что-то вроде программы, нацеленной на решение проблем в обществе не посредством законов, а с помощью восприятия и отношения людей к проблеме с домогательствами. Она хороша тем, что там описаны реальные истории, происходящие с девушками. Харассмент может случиться с тобой вне зависимости от того, сколько тебе лет, где ты живешь, чем занимаешься, кем работаешь, во что одета. Это иногда стечение обстоятельств, когда ты оказываешься в неправильном месте в неправильное время. Причина в том, кто его совершает.


- Как думаете, почему харассмент существует в Таджикистане?

- У меня своя версия на этот счёт. Всё начинается с патриархального воспитания. В нашем обществе есть чётко выраженные гендерные роли. И за эти рамки нельзя выходить. Когда ты это делаешь - ты подвергаешься общественному порицанию. Патриархальное общество приводит к дискриминации, сексизму. В основе всего этого лежит убеждение, что женщины и мужчины не могут быть равными. Поэтому сексизм находит своё проявление в харассменте. Сексизм – это убеждение, харассмент – действие. Оно шире. Это действия, жесты, поступки по отношению к другому человеку.

- Есть ли тенденция к снижению?

- Это сложный вопрос, потому что нет цифр. Мне бы хотелось думать, что этого становится меньше.

- Возможно ли побороть так называемый виктимблейминг?

- Виктимблейминг – это обвинение жертвы, которое является частью сексизма. Если мы хотим с ним бороться, то мы должны бороться с сексистским отношением к женщинам со стороны мужчин.

Бывает враждебный сексисизм - когда заявляют, что женщины не достойны какой-то работы, они слишком эмоциональные, руководствуются «женской» логикой.

Есть и доброжелательный сексизм. Его многим людям трудно распознать. Например, когда трудную работу поручают коллеге мужчине.


- Вы как-то говорили о том, что в день женщины могут присылать до 15 историй. Что Вы чувствуете, когда их читаете?

- Обычно люди ожидают услышать, что истории вгоняют меня в депрессию. На самом деле - нет, потому что я сама прошла через многое в плане харассмента и личных проблем. Я смотрела очень много фильмов про насилие, я читаю много историй, новостей. В Индии, например, групповое насилие – обычная история, которая происходит каждую неделю. После всего этого, кажется, меня мало что может удивить. Я уже не воспринимаю это близко к сердцу. Когда я читаю истории, я думаю о жертве, пытаюсь ей помочь пережить ситуацию, в которой она оказалась. Я концентрируюсь на психологическом благополучии девушек.

- Как Вы думаете, почему многие таджикские девушки замалчивают проявление харассмента в свой адрес?

- Потому что во всем потом винят их самих. Это классическая история. Еще одна причина – страх не опозориться. В Таджикистане есть культура чести. В нашей стране есть большой акцент на честь девушки, который отображается в её непорочности, девственности. И когда появляется человек, который посягает на её чистоту, это задевает её честь и честь ее семьи. Поэтому говорить о случаях харассмнента стыдно. Вообще, стыдно думать о том, что это произошло. Также такие моменты могут решаться в кругу семьи, потому что это нельзя выносить на публику. Иначе на девушке может никто не жениться.

- Что можете сказать тем, кто считает харассмент нормой?

- Если кто-то считает, что харассмент – норма, пусть зайдет на нашу страничку и почитает истории. Если после этого останется такое же восприятие, то это уже тяжелый случай.

- Поделитесь планами на будущее?

- Грандиозных планов нет. Мы продолжим вести страницу, давать возможность девушкам выговариваться, оказывать поддержку. И, если будет возможность, хотим организовывать различные тематические ивенты.


«Вектор на зеленый путь». Аниса Абибуллаева об эко-активизме, полезных привычках и отходах


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram