Ru | Tj 
Мукимджон Абдуфаттоев: «Я мечтаю о собственном здании для театра-студии «Хандинкамон»
Мукимджон Абдуфаттоев: «Я мечтаю о собственном здании для театра-студии «Хандинкамон»
Фото: Предоставлено героем статьи

Мукимджон Абдуфаттоев: «Я мечтаю о собственном здании для театра-студии «Хандинкамон»

Опубликовано

Мукимджон Абдуфаттоев, основатель знаменитого таджикского театра-студии «Хандинкамон», уже давно покорил сердца миллионов зрителей своим творчеством. Желая возродить в республике школу традиционной сатиры, он продолжает вносить весомый вклад в развитие комедийных жанров, постоянно выводя в свет новые таланты. О месте юмора в жизни сатирика, творческих успехах и том, как работает сегодня «Хандинкамон», он рассказал в своем расширенном интервью.

- Прежде всего хотелось бы узнать, был ли Мукимджон в детстве таким же шутником?

- Да, я и в детстве был таким же шутником. Это озорство и любовь к веселью достались мне от моей дорогой мамы. Я хорошо помню, как она тоже всегда смешила женщин на мероприятиях нашего района.

- Скажите, пожалуйста, есть ли место для юмора в ваших семейных отношениях?

- Конечно же есть. Без юмора жизнь скучна, однообразна и неинтересна, поэтому в нашей семье юмора предостаточно. Мне повезло, у моей супруги прекрасное чувство юмора.

- Интересно, как начали создаваться сатирические программы театра-студии «Хандинкамон»?

- Сначала сатирические программы театра-студии «Хандинкамон» назывались по-другому. Собрав исфаринских артистов, я основал театр. Мы показали несколько номеров на одном из молодежных мероприятий комсомола. Наше выступление понравилось тогдашнему председателю Комсомола Согдийской области Касымджону Анваровичу и он пригласил нас в Худжанд. В 1999 году мы сняли несколько сатирических телепрограмм со студентами Худжандского государственного университета имени Бободжона Гафурова. А в 2003 году при поддержке председателя Согдийской области в Худжанде был уже создан театр-студия «Хандинкамон».

- Скажите, не сложно ли одновременно играть сразу несколько ролей?

- Если сценарий хороший, я могу играть одновременно три роли, и это не составляет никакого труда. А вот когда, например, образы двух героев похожи, тогда сцена получается не очень хорошей. Артист добивается успеха только в том случае, если он способен сыграть каждую роль до мельчайших тонкостей.

- Сколько человек сейчас работает в театре-студии «Хандинкамон»?

- На данный момент работает 6 человек. Они были отобраны на кастинге среди 32 молодых претендентов. Мы старались выбрать тех, кто уже обладает талантом, который нужно лишь немного подшлифовать. Комедия ведь считается самым сложным жанром, и не каждый способен его осилить.

- И как они вам? Справляются?

- Сейчас мы находимся в процессе работы и стараемся, чтобы молодые артисты учились на нашем опыте и могли профессионально играть свои роли. Я не могу оценивать их работу, поскольку это должен делать зритель.


- Скажите, откуда вы черпаете вдохновение?

- Из окружающей нас среды. Из нее появляются новые идеи. Конечно же, прежде всего, я считаю, что все самые прекрасные мысли приходят в голову творческому человеку с божьим благословением. А потом уже каждое интересное событие, происходящее вокруг нас, провоцирует появление новых идей. Как правило, каждую новую мысль я стараюсь записывать на мобильный телефон. И, тем не менее, я продолжаю оставаться мастером импровизации, поскольку я не заучиваю слова перед выходом на сцену.

- Кто помогает вам в выборе костюмов и декораций?

- К счастью, я не испытываю никаких трудностей в этом плане. Я ведь являюсь выпускником факультета режиссуры Института искусств имени Мирзо Турсунзода. При написании сценария я уже знаю, какую одежду должны носить персонажи и в каком образе они должны выходить на сцену.

- Как на вас реагируют поклонники вашего творчества при встрече на улице?

- В основном, когда люди меня видят на улице, они начинают улыбаться. Думаю, этого вполне достаточно для того, чтобы с уверенностью назвать меня сатириком, нашедшим ключ к сердцу своих зрителей. Для меня это бесценное богатство, именно поэтому я считаю себя самым счастливым человеком.


- Вы когда-нибудь слышали критику в свой адрес?

- К критике я отношусь положительно. Там, где есть работа, могут быть и недостатки, на которые, конечно же, может указать наш умный и внимательный зритель. Я всегда стараюсь учитывать критику и исправлять ошибки. Это очень важно для развития.

- На ваш взгляд, какие комедийные сюжеты больше всего нравятся зрителю?

- В наше время информация широко распространяется по всей стране через Интернет, радио, телевидение, газеты и журналы, и люди уже обо всем быстро узнают. Современного зрителя очень трудно удивить или рассмешить. Поэтому мы стараемся показывать сцены из жизни обычных людей. Например, одна из недавно снятых нами сцен называется «Поездка в Россию», где рассказывается о поездке молодого человека на заработки в Россию, его возвращении через 18 лет и его беседе с жителями своего района.

- Следите ли вы за творчеством других таджикских юмористических коллективов?

- Да. Я очень уважаю творчество всех таджикских юмористических групп. К примеру, я наблюдаю за успехами таких коллективов, как: «Лаҳзаҳои гуворо», «Шакарханд», «Територия юмора», «Коно ва Доно» и «Очаи Зика ва Бика».

- Как вы относитесь к тому, что современные комедианты часто используют разговорную речь и диалекты в своих скетчах?

- Я работаю в комедийном жанре вот уже 22 года. Мне кажется, использовать диалекты можно, но не всегда. Нужно стараться больше использовать таджикскую литературную речь. Тем не менее, диалект «подкрашивает» юмор, поэтому в целом я не имею ничего против.


- Кого вы считаете своим учителем в профессии?

- Мой учитель - это Народный артист Республики Таджикистан, сатирик Абдурахим Неъматов. Также я считаю своим учителем Убайдулло Раджабова.

- Как вы считаете, чего нам не хватает для полноценного развития сатиры как жанра?

- Для развития нужна школа сатиры. Режиссёры, авторы и все те, кто в прошлом в совершенстве знал таджикскую сатиру, должны «сидеть во главе стола» и задавать темпы развития.

Сегодня мы видим, как миллионы людей, чтобы заработать денег, с помощью социальных сетей осуществляют миллионы операций, снимают юмористические ролики, не отвечающие запросам зрителей, выкладывая все это на своих страницах. На мой взгляд, это неправильно. Я считаю, что настоящая таджикская сатира должна быть такой, которую бы представители других наций переводили на свой язык и показывали с субтитрами. У нас есть замечательные сатирики, но, к сожалению, они, может из-за финансовых сложностей или по каким-то другим причинам, не выходят на сцену, а вместо них выступают дилетанты.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас я пишу сценарии для сюжетов, направленных на повышение информационной грамотности. Я хотел бы в юмористической форме показать культуру использования Интернета.


- Могли бы вы назвать три свои лучшие роли?

- Роль отца в спектакле «Сладкий перец», еще одна роль отца в спектакле «Замок и ключ» и роль Махсумпочо в спектакле «Букет смеха».

- Какие у Вас планы на будущее?

- Я намерен пополнить коллектив театра-студии «Хандинкамон» юными талантами. Также я мечтаю, чтобы у нашего театра появилось свое здание, поскольку уже много лет мы арендуем помещение.

Кроме того, я хочу организовать полноценную школу сатиры, где молодые люди, обладающие исключительным талантом, могли бы его там совершенствовать.

Пользуясь случаем, мне хотелось бы от имени театра-студии «Хандинкамон» передать пламенный привет всем вашим читателям и пожелать дальнейших успехов всему таджикскому народу.


«Школьники с суперсилой». Кто развивает комикс-культуру в Таджикистане?


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram