Неограниченные возможности. Как супруги из Таджикистана помогают детям с аутизмом
Опубликовано
В Душанбе много кафе, но есть одно особенное – «Дар як замин» («На одной земле»). Это первое инклюзивное кафе, где работают люди с особенностями ментального развития.
Первое, что мне бросилось в глаза, когда я зашёл туда – карта мира, на которой сердечками помечены разные страны. Я начал её внимательно рассматривать. Ко мне подошел парень с ведром и шваброй.
«Меня зовут Фаридун. Я тут убираюсь», - сказал он.
Мы пожали друг другу руки, и он мне предложил чай, а после посвятил мне авторский рэп-трек на испанском. Моему удивлению не было предела. К концу песни подошёл один из создателей кафе Фазлиддин Насриддинов.
«Фаридун у нас очень талантливый. Не все замечают, что у него особенности. Он школьник и официально работать в кафе не может, но после занятий он помогает поддерживать тут чистоту», - рассказывает Фазлиддин.
Меня проводили на кухню. В день моего визита здесь работало четверо сотрудников. Часть – профессиональные повара, часть – работники с особенностями.
Хушбахт Каландаров - спокойный и трудолюбивый молодой человек. Он помогает готовить. По его признанию, лучше всего получается выпечка.
«Еще на кухне мою посуду, иногда протираю столы и вообще стараюсь помогать ребятам», - рассказывает Хушбахт.
Помимо готовки Хушбахт еще и занимается музыкой. Он играет на таджикских национальных инструментах. Он, в составе других музыкантов, выступал в Индии. В мечтах у парня стать знаменитым исполнителем.
Еще один трудолюбивый сотрудник – Равшан Ходжаев. Он не разговорчив, на работу приходит каждый день. В основном разливает напитки, варит кофе, заваривает чай и выписывает чеки.
Ребята каждый день стараются осваивать новое. За работу каждый из них получает зарплату. На начальном этапе вся работа проходит при помощи наставников и инструкторов из числа родителей и волонтёров.
«Все, кто работают в кафе одни из немногих в стране, кто смогли поменять статус «нетрудоспособен». Это здорово. Я не знаю, были ли еще такие случаи в стране, чтобы пятеро ребят пошли и сказали: «Мы хотим работать, мы можем работать, поменяйте нам статус»», - вспоминает Фазлиддин.
«Дар як замин» - инициатива самих родителей с целью адаптации и социализации детей с инвалидностью. Идею удалось реализовать осенью 2017 года. Готовились к открытию два месяца. На протяжении 60 дней закупали оборудование, ремонтировали помещение и учились грамотно вести дело.
«Самое главное, что даёт кафе людям с особенностями ментального развития – возможность обучения и социализации. А то, что они тут получают зарплату – приятное дополнение», - говорит Фазлиддин.
Однако это не было бы возможно, если бы в 2011 году не образовалась общественная организация «ИРОДА» (Инициатива родителей детей с аутизмом). За три года до создания несколько матерей, чьи дети живут с аутизмом, встречались и делились опытом воспитания детей с особенностями. Одна из них – жена Фазлиддина – Лола Насриддинова.
Эти матери объединились и организовали центр развития для своих детей. Начинали с трехкомнатной квартиры в центре столицы. К тому моменту Лола несколько раз прошла курсы в Индии и делилась опытом с другими.
«На тот момент детей было пять или шесть. Сейчас воспитанниками «ИРОДА» являются почти 200 детей и подростков», - рассказывает Фазлиддин.
Когда дети достигли подросткового возраста, Лола и Фазлиддин задумались, что делать дальше. Прислушавшись к международным организациям, они взяли вектор на трудоустройство людей с особенностями.
«Мы открыли подростковый клуб, где предлагали занятия по интересам. И мы поняли, что больше всего детям интересна возня на кухне и работа за компьютером», - рассказывает Фазлиддин.
Из этих интересов возникло два проекта: один из них инклюзивное кафе, другой - инклюзивная типография «iTAVONO». Благодаря ей люди с аутизмом научились оказывать полиграфические услуги: печать визиток, брошюр и книжек.
Помогает «ИРОДА» не только детям и подросткам с аутизмом, но и их родителям. В первую очередь - психологически. Значительная часть сотрудников общественной организации – мамы детей с особенностями ментального развития.
«Мамы буквально меняются. Они, когда узнают о диагнозе, проходят все стадии от отрицания до принятия, проходят через депрессию. А когда приходят работать к нам, они меняются на глазах», - рассказывает Фазлиддин.
Программ, которые предлагает «ИРОДА» более 10. Некоторые направлены на работу с родителями, часть на предотвращение попадания детей с ментальной инвалидностью в интернаты, есть программы раннего детского вмешательства и подготовки к самостоятельной взрослой жизни.
Когда экскурсия подошла к концу мы снова вернулись в кафе и сели с Фазлиддином за столик. Я снова обратил внимание на карту с пометками-сердечками.
«На карте помечены страны, из которых приезжали специалисты учить наших сотрудников. Здесь США, не менее 10 стран Европы, Индия, Япония и много других. Методики, которым нас обучают, имеют научные обоснования. Они все проверены на практике», - рассказывает Фазлиддин.
«ИРОДА» часто поддерживают при помощи акций. Одна из самых масштабных - «Синяя миля» - проходит сейчас. Участники TJK_runclub с начала февраля бегут в поддержку детей с аутизмом. Каждый километр равен одному сомони. К акции присоединяются не только таджикистанцы, но и жители России, США и Новой Зеландии. За первые две недели суммарно бегуны набрали почти 10.000 км. Недавно бегуны покорили дистанцию в 19 километров в честь дня рождения сына Лолы и Фазлиддина – Камола.
«Мы бежим с мужем три раза в неделю. На днях поставили цель – 18 километров. Я еле справилась. Пришли домой убитые. Видим, как другие активно участвуют в «Синей миле» и было бы стыдно не стремиться к лучшим результатам», - признается Лола.
Планы на 2021 год у Лолы и Фазлиддина грандиозные. Вот несколько из них:
Утвердить клиническое руководство по расстройствам аутистического спектра.
Этот план супруги пытаются реализовать давно. Это даст четкое понимание по предоставлению услуг для детей с аутизмом.
«Руководство охватывает раннюю диагностику, раннее вмешательство, инклюзивное образование, специальное образование, трудоустройство, дальнейшее проживание и возможность подготовки кадров. Например, подготовки кадров на государственном уровне в сфере аутизма нет», - объясняет Лола.
Идею поддержало Министерство здравоохранения республики.
Расширение услуг «ИРОДА».
Здесь работа пойдет по трем направлениям:
- Трудоустройство и профессиональное обучение
Будет открыта программа для девушек с аутизмом и другими особенностями. Привлекать будут также девушек, которые закончили интернат.
«Это нужно, чтобы они дальше не попали в какое-то закрытое учреждение, а могли приобрести профессиональные навыки и зарабатывать», - объясняет Лола.
- Расширение услуг кафе.
В «Дар як замин» в этом году планируют расширить штат и взять несколько парней и девушек на обучение.
- Создание центра раннего вмешательства.
Ранее вмешательство в организации осуществляется отдельной программой. Она длительная и много желающих туда попасть. Сейчас получают помощь 70 детей, в очереди около 30.
«Когда родители долго стоят в очереди, у них теряется надежда, что появится место. А место не появляется, потому что программа долгосрочная. У кого-то она длится год, а у кого-то четыре», - признается Лола.
«ИРОДА» получила финансирование на закупку оборудования, расширения помещения для центра и оплату специалистов.
Это только часть идей, которые Лола и Фазлиддин пытаются реализовать. Однако даже нынешнего финансирования может не хватить на всё. С этой целью они открыли сайт autism.tj, куда может внести пожертвования любой желающий.
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram