Абдугани Мамадазимов: «Россия занимает уникальное место в мировой цивилизации»
Опубликовано
Таджикский политолог Абдугани Мамадазимов отметил положительную динамику развития отношений России и Таджикистана.
Недавно эксперты Национального исследовательского института развития коммуникаций опубликовали рейтинг дружественных стран по отношению к России. В этом рейтинге Таджикистан занял шестое место. Мы поговорили с политологом Абдугани Мамадазимовым, чтобы узнать его мнение о сегодняшних взаимоотношениях России и Таджикистана.
– Согласно данным рейтинга НИИРК, дружественность Таджикистана к России выросла. Как вы считаете, за счёт чего это произошло?
– Имеются несколько факторов, стимулирующих усиления дружественности между Таджикистаном и Россией. Во-первых, позитивное советское прошлое является тем фундаментом, на котором строятся остальные факторы. Во-вторых, наличие 201-й военной базы России, выступающей одной из существенных факторов сдерживания различных родов международных террористических и радикально – экстремистских организаций, действующих на левом берегу бассейна реки Пяндж, потенциально мечтающих прорыва реки для распространения радикализма в секулярных республиках Центральной Азии с преимущественно мусульманским населением. В-третьих, большое количественно таджикских трудовых мигрантов в России и переселенцев в различных регионах этой страны, которые с каждым годом усиливают различные гуманитарные связи между двумя постсоветскими республиками. В-четвертых, в таджикском обществе многие осознают, что ослабление России приводит к центробежным процессам в странах Центральной Азии, когда отдельные заинтересованные страны могут изменить установившийся статус – кво. В-пятых, светскость российского государства, мирный плюралистский образ жизни разных народов и народностей в рамках обширного российского общества также импонируют таджикистанцам.
– Согласно отчету, в ряде стран контент социальных сетей на национальных языках менее дружественен, чем русскоязычный. Прослеживается ли такое изменение у нас в стране?
– Да, такая тенденция есть, так как многие публикации были подготовлены, в основном, со стороны отдельных граждан, получивших образование в Европе, США, арабских странах, а также в Китае, что несомненно отрицательно сказалось на их знания русского языка и степени осведомленности о происходящих событиях.
– Расскажите, как сегодня таджики относятся к русским?
– Факт открытия пяти крупных русских школ в различных городских и региональных центрах Таджикистана свидетельствует о наличии и даже усилении дружественности к России.
– Какую оценку Вы дадите положению в нашей стране русскому языку и российской культуре?
– Несмотря на сложность сложившейся ситуации, общеизвестно, что Россия имеет уникальное место в мировой цивилизации. В русском языке существуют первоклассные творения человеческой мысли. Например, бессмертное произведение «Преступление и наказание» Федора Достоевского, читать которого, общеизвестно, целое «наказание», а не читать – вообще «преступление», поэтому многие во всех уголках мира проходят через этот «круговорот».
– На Ваш взгляд, какой фактор оказывает наиболее существенное влияние на взаимоотношения наших стран?
– Расширение взаимообмена людьми, товарами и услугами могут дальше укрепить эти взаимоотношения между нашими странами, где гуманитарные связи занимают главенствующие позиции.
– Как вы считаете, может ли в нашей стране измениться отношение к русским и России?
– Да, поспешный вывод российской военной базы может привести к негативному отношению к России. И, наоборот, облегчение условий жизни и труда таджикских трудовых мигрантов и переселенцев могут привести к еще более положительным отношениям народов двух стран.
– Может ли дружественность как-то повлиять на экономические взаимоотношения стран, в частности России и Таджикистана?
– Несомненно, практика импортозамещения в России может быть востребована и в Таджикистане, так как у нас ускоренная индустриализация началась слишком поздно, поэтому здесь огромное поле для создания совместных предприятий, особенно в горнодобывающей и текстильной отраслях.
– Расскажите, есть ли в Таджикистане подобный мониторинг дружественных и недружественных стран?
– У нас, насколько я знаю, не проводится такой мониторинг, поэтому, на мой взгляд, присутствует традиционный подход: с кем у нас большой объем экспортно-импортных торговых связей, тот и причисляется к дружественным странам. С кем снижаются связи, то с теми и ухудшаются двусторонние отношения.
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram