«Худжум». История о том, как освобождали женщин Центральной Азии в СССР
Опубликовано
Октябрьская революция 1917 года привела к изменению не только политического строя и социального порядка, но и привычных повседневных практик. Советский период ознаменовался радикальным переосмыслением всего уклада жизни, что, в частности, коснулось и женского вопроса.
Безусловно, положение женщин на территории огромного советского государства не могло быть одинаковым. Особенности их жизни в различных регионах страны накладывали свою специфику на политику властей. Тем не менее, именно «женщины Востока» рассматривались как наиболее угнетенная категория женщин в СССР: практически все женщины были безграмотными, существовало многоженство и практиковалась передача женщины по наследству, кражи невест, избиение и даже убийство. Часто девочек с раннего возраста выдавали замуж за калым (выкуп). Женщина находилась на положении вещи, собственности ее мужа.
В этих условиях с 1920-х годов запускается кампания «освобождения женщин Востока» или «Худжум», что в переводе с арабского языка означает «наступление».
Halva.tj рассказывает, чем интересен этот период в истории женского вопроса в Центральной Азии.
Традиции против освобождения
Кампания «Худжум» преследовала цели, четко отвечавшие запросам того времени: вывести женщину на публику, привлечь ее к труду и общественно-политической работе, освободить от части обязанностей по дому.
Для этого создавались так называемые женотделы, которые обучали женщин правильному уходу за детьми и основам гигиены, проводили консультации по правовым и медицинским вопросам, готовили к деятельности в общественных и государственных учреждениях. Они же издавали литературу по женскому вопросу, созывали митинги и конференции.
Появились так называемые «красные юрты», которые стали играть роль пунктов ликвидации безграмотности, читален, клубов и др. У мусульманок появилась реальная возможность получить образование и работать наравне с мужчинами: теперь строились новые заводы, открывались школы и детские сады.
Тем не менее, эта кампания встретила ожесточенное сопротивление со стороны укоренившихся средневековых норм и традиций, в которых мужчина имел полную власть над женщиной. Так, в 1927-1928 гг. только в Узбекистане было убито свыше 2500 женщин из женотделов.
Мусульманки, готовые следовать установкам Советского правительства, становились врагами духовенства, признавались преступницами. Среди случаев кровавых расправ известно убийство молодой активистки Алымкан Мамыткуловой. Она посещала женские собрания и ликбез без разрешения мужа, который жестоко избивал ее. На судебном заседании по делу об их разводе муж Алымкан бросился к ней с ножом и убил девушку.
Долой «символ угнетения и рабства женщин»!
Особенно запомнился «Худжум» радикальной акцией снятия и сжигания паранджи, как символа угнетения женщин Востока.
До прихода советской власти многие женщины в Средней Азии (в частности – таджички и узбечки) носили паранджу, которая закрывала лицо и тело. Она представляла собой длинный халат с широким воротником и узкими ложными рукавами. При этом лицо женщины закрывала плотная сетка из черного конского волоса – чачван.
Первыми паранджу сбросили женщины-узбечки после издания декрета об отмене калыма в 1924 году, а через три года уже тысячи узбекских женщин сняли с себя паранджи на площади Регистана в Самарканде, после чего сложили их в кучу и подожгли.
Однако весь процесс отказа от ношения паранджи оказался гораздо длительнее и сложнее, чем могло показаться. Часто женщины сжигали паранджу, а через месяц надевали новую под страхом оскорблений на улице и даже нападений со стороны тех, кто противился переменам в женском обществе. Весомый эффект политики снятия паранджи проявился только с началом Второй Мировой войны в 1940-х гг. Только тогда женщины окончательно сняли паранджу.
Их неоспоримый вклад
Среди женщин, особенно выделившихся в годы проведения кампании «Худжум», особого внимания заслуживает Таджихан Шадыева: она стала одной из первых женщин Узбекистана, публично снявших паранджу. Женское движение за снятие паранджи в Узбекистане и Таджикистане в середине 1920-х годов было названо ее именем. Сегодня одна из улиц Ферганы носит также ее имя.
Одной из первых узбекских актрис стала Нурхон Юлдашходжаева. Она была убита своим братом за то, что танцевала перед публикой с открытым лицом без чачвана. В память о Нурхон узбекский поэт и драматург Камиль Яшен написал мюзикл, а в 1968 году был открыт памятник актрисе работы В. Клебанова.
Таджичка Зайнаб-биби Курбанова стала участницей кавалерийского эскадрона РККА в первой половине 1920-х гг. и приняла участие в десятке схваток с басмаческими бандами, смогла проявить себя в качестве талантливого лидера. В 1927 году она была избрана делегатом и послана в Москву на 2-й Всесоюзный съезд работниц и крестьянок. Зайнаб была убита в 1928 году на своем рабочем месте противниками советской власти.
В память о ней в 1964 году была опубликована повесть «Зайнаб-биби», где женщина-таджичка изображена как героиня, которая борется за свои права и справедливость.
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram