Анимешники из Душанбе. Почему таджикистанцам нравятся японские мультфильмы?
Опубликовано
Аниме – это японская анимация. Она давно вышла за пределы своей родины и обрела фанатов по всему миру. Аниме стало частью мировой поп-культуры. Знаменитые работы знают даже те, кто далек от этого искусства. Именитые режиссеры в своих фильмах визуально цитируют работы японских аниматоров. Тематические фестивали проходят каждый год, а их масштабы всё грандиознее.
Мы поговорили с тремя таджикистанцами и узнали, почему им нравится аниме.
«Аниме помогает мне пережить таджикскую действительность»
Умеду 24 года. Аниме он полюбил в начальных классах и с тех пор с ним не расстается. Ценит японскую анимацию за возможность повеселиться, задуматься над философскими вопросами и порефлексировать. В самых фантастических сюжетах Умед находит решение внутренних конфликтов.
«В аниме «Девочка, покорившая время» звучит такая мысль: когда тебе хорошо, разве кто-нибудь не страдает взамен? Это заставило меня задуматься. У меня тогда был не самый лучший период в жизни. Но понимание того, что кто-то прямо сейчас проживает лучший этап в жизни, подбодрило меня. Я поверил, что и на моей улице будет праздник и уже я передам эстафету грусти и неудачи другому. А тот – следующему, и так до того момента, пока она не вернется ко мне», - размышляет Умед.
В аниме Умед черпает и мотивацию. В начальных классах он занимался восточными боевыми искусствами и просмотр сёненов – жанр аниме, в котором герой никогда не сдаётся (One Piece, Naruto, Bleach) – помог ему не забросить спорт и поставить несколько личных рекордов.
«Мне нравилось смотреть Naruto перед тренировками. После пары серий я был заряжен на спарринги. Помню перед чемпионатом я пересмотрел бой Гаары и Рока Ли. Занять место мне это не помогло, но чувствовал себя увереннее», - вспоминает Умед.
Однажды Умеду пришлось бороться за право смотреть аниме. Друзья по двору его увлечение не разделяли и не понимали. Дошло даже до конфликта.
«Они увидели пару сюжетов о том, что аниме плохо влияет на психику. Мы были детьми, и для них это было убедительно. Благие намерения довели их до того, что они пригрозили мне избиением, если я не брошу аниме. До драки всё-таки дошло. Потом мы помирились», - рассказывает Умед.
Сейчас Умед замечает, что любителей аниме в Душанбе становится больше. Год назад на работе ему было не с кем обсудить новинки из мира японской анимации. Теперь даже далекие от этой культуры коллеги обсуждают громкие тайтлы и просят порекомендовать что-то к просмотру на вечер.
«Главный плюс японской анимации для меня в том, что я отвлекаюсь. Таджикская реальность, лично для меня, не самая сносная. Аниме помогает мне пережить таджикскую действительность. И это прекрасно», - делится Умед.
«В какой-то степени я популяризирую аниме»
Художник Шерафкан свою любовь к аниме привносит в творчество. В его работах столичные виды переплетаются с персонажами из любимых тайтлов. На вопрос о том, как давно смотрит аниме, шутливо отвечает: «Совсем недавно. 7 лет». Идею соединения двух миров – реального и вымышленного – он подглядел у других художников.
«Мне это показалось интересными, я решил помещать аниме персонажей в просторы Таджикистана. Я стараюсь делать работы интересными. Некоторые из них смешные, другие заставят задуматься, а третьи сделаны просто из-за зрелищности. Каждый находит что-то интересное. Думаю, на самом деле просто интересно увидеть знакомых персонажей в Таджикистане», - делится художник.
Публика на такое творчество реагирует лайками, комментариями и репостами. Но в приоритете у Шерафкана не фидбек от аудитории, а собственный интерес.
«Один арт занимает примерно 3-4 часа, если знаю, какой результат хочу получить. Если садиться за работу без идеи, то это может занять много времени. Идеи могут приходить во время просмотра фильма, аниме, или же просто во время прогулки», - рассказывает художник.
В отличие от Умеда любовь Шерафкана к японской анимации не приводила к конфликтам или непониманию со стороны других людей. Через творчество он знакомит с аниме свою аудиторию.
«В какой-то степени я популяризирую аниме. Людей могут заинтересовать персонажи или сам момент из аниме, что вполне вероятно послужит стимулом ознакомиться с оригиналом», - считает художник.
Для тех, кто далек от мира японской анимации и боится сделать шаг ей навстречу, Шерафкан рекомендует ознакомится с творчеством Миядзаки и Макото Синкая.
В планах у художника развивать свои навыки и создавать новые и интересные работы.
«Мы решили, что обязательно организуем аниме фестиваль»
Самым большим объединением поклонников аниме не только в Душанбе, но и, наверное, во всем Таджикистане является Клуб Японской Культуры и Аниме (КЯКИА). Его основатель 22-летний Алишер Ибрагимов. Вместе с командой они организовали пять косплей аниме фестивалей.
Первый был в 2014 году. Это был первый масштабный ивент с аниме-тематикой в стране.
«Посольство Японии узнало о наших планах. Там нам сказали, что таджикам это не интересно и в подобных фестивалях здесь смысла нет. После подобных слов мы с соратниками по клубу решили, что обязательно организуем фестиваль. Так мы поймем, хочет этого народ или нет», - вспоминает Алишер.
Но, как выяснили участники клуба, организовать подобный ивент стоит немалых денег. Даже при финансовой поддержке посольства Японии ребятам пришлось помучиться. Усилия себя оправдали, и мероприятие прошло отлично.
«Фестиваль делился на несколько блоков. Первый блок: приветственный танец. Потом дефиле одиночное или командное. Участники выходили и показывали костюмы и манеру поведения персонажей из аниме. Также косплееры показывали постановочные сцены из разных аниме», - рассказывает Алишер.
Помимо этого на фестивале были игровые зоны, в которых проходили турниры. Участникам устраивали показы полнометражных аниме. Закрывалось мероприятие караоке.
«Многие приходили на наши фестивали, чтобы найти единомышленников. На всех наших мероприятиях всегда было много людей. Иногда даже мест не хватало», - говорит Алишер.
Последний ивент КЯКИА провели в 2017 году. Многие участники клуба улетели в другие страны, а брать на себя организацию никто не решался.
«Это был крутой опыт. Мы всегда шли в убыток, всегда были большие затраты на костюмы. Но мы и никогда не думали зарабатывать на этом», - вспоминает Алишер.
Тем не менее, Алишер считает, что все фестивали, которые они с командой провели, имели смысл. Благодаря ивентам у них получилось продвинуть японскую культуру и анимацию в таджикские массы.
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram