Ru | Tj 
Агрессия. Уважение. Гуманизм. Три истории атеистов из Таджикистана
Агрессия. Уважение. Гуманизм. Три истории атеистов из Таджикистана
Иллюстративное фото

Агрессия. Уважение. Гуманизм. Три истории атеистов из Таджикистана

Опубликовано

Большая часть населения Таджикистана - мусульмане. Согласно отчету за 2006 год, более поздних в открытом доступе нет, ислам исповедуют 97% таджиков. Атеистов - 0,01%. Возможно, их больше. Таджикские атеисты из-за потенциальной негативной реакции предпочитают скрывать свои взгляды.

Нам удалось встретиться и поговорить с тремя из них.

*имена героев изменены по их просьбе

«Меня готовы были избить из-за моих взглядов»

Хасану 23 года. Рос в мультирелигиозной семье: отец – буддист, мать – православная христианка, сестра – мусульманка.

«До девятого класса я был христианином. Мы с мамой часто ходили в церковь. Я носил даже крестик. Начал изучать теорию эволюции Дарвина. Тогда-то у меня и появились первые сомнения», - вспоминает Хасан.

Почти три года Хасан вникал в атеизм и его доводы, прочел много научно-популярной литературы. В итоге мировоззрение из религиозного выросло в научное.

«Тогда меня мучили вопросы о создании мира. Наука даёт точные ответы, предлагает теории и гипотезы. И самое крутое: они не являются истиной. Любой ученый может подвергнуть их сомнению и снести с пьедестала, если имеет доказательства. В религии же чаще всего предлагается просто верить. Меня это не сильно радовало», - делится Хасан.

Самым сложным для Хасана было признаться семье. Он боялся, что обновленный взгляд на мир и его устройство не примут. Однако опасения оказались напрасными. Родные с уважением отнеслись к выбору Хасана.

«Когда я признался друзьям, тогда и начались проблемы. У них в голове не укладывалось, как я могу не верить. Они начали пугать меня адом и вечными муками. Только один не стал критиковать меня», - рассказывает Хасан.

Слухи об атеизме Хасана быстро разлетелись по двору. Собралась небольшая группа парней, которая решила «перевоспитать безбожника».

«Метод у них был простой: избить меня. Наверное, они думали, что кулаками смогут заложить в меня религиозные постулаты и догмы», - с улыбкой вспоминает Хасан.

Летней ночью, когда Хасан возвращался с другом домой, у подъезда их подловили. Началось всё с тихой беседы, которая быстро переросла на повышенные тона.

«Мне было страшно. Не из-за того, что меня будут бить. Страшнее то, что меня готовы были избить из-за моих взглядов. Они начали толкать меня и говорить моему другу, что он, будучи мусульманином, не должен общаться с безбожником. И вот в момент, когда уже первый удар чуть не настиг меня выбежали соседи и разняли нас», - рассказывает Хасан.

После этого было еще несколько попыток избить Хасана. Одна из них стала «удачной», но без серьезных последствий для здоровья. С друзьями он стал общаться реже и чаще замалчивать об атеистических взглядах. Спустя некоторые время он познакомился с людьми с похожей точкой зрения на мир.

«Атеистом в Таджикистане быть несложно. Правда, иногда приходится идти на компромисс. По сути, жизнь – сплошной компромисс. Поэтому нормально», - говорит Хасан.

«Я с уважением отношусь к любой религии»

Мирзо 73 года. Он работает учителем истории в школе. Признается, до пятого класса в бога верил, но представление это было весьма наивным.

«Вера – это влияние матери. Отец был далек от религии. При этом его отец, он же мой дедушка, был муллой. У папы вообще было негативное отношение к священникам. Когда его принимали в партию, он даже отказался от фамилии деда. Я её восстановил», - вспоминает Мирзо.

В советское время Мирзо участвовал в мероприятиях, которые были направлены на атеистическое воспитание молодежи. Тогда он жил в районе, где было немало религиозных людей. Причем радикально настроенных. Они знали каких взглядов придерживается Мирзо и что он сторонник Коммунистической партии. Однако, будучи внуком муллы, избежал агрессии с их стороны.

Мирзо, по его словам, никогда не был воинствующем атеистом. В студенчестве тщательно изучал религии. Считает, благодаря им появилось немало полезного.

«Например, до возникновения ислама в арабских странах, если рожали дочерей, их закапывали живьем. Причина – нужны были воины. Пророк наложил запрет на это. Плюс он дал право женщинам на имущество и наследство», - говорит Мирзо.

Большая часть учеников знают о взглядах Мирзо. Атеистом он себя в их присутствии не называет, говорит лишь, что он материалист. Он не навязывает или не пропагандирует свои идеи среди школьников. Чаще всего инициатором бесед о религии становятся сами учащиеся.

«С восьмым классом был когда-то разговор. Они задали вопрос: «Верите или нет?» Я пытался объяснить, что придерживающих своих взглядов и не навязываю их. Я сказал так: «Вы изучаете биологию, химию, физику. Там есть ответы на многие вопросы и необязательно уповать на всевышнего. Одна из учениц выбежала в слезах и сказала классному руководителю, что, оказывается, я не верю в бога», – вспоминает Мирзо.

Не настаивает он на своих взглядах и в семье. Жена и дети Мирзо самостоятельно и осознано выбрали ислам. Каких-либо конфликтов на этой почве нет. Однако ему всё же приходилось сталкиваться с непониманием со стороны верующих.

«Я с уважением отношусь к любой религии. Тем не менее мне бывает иногда говорят: «Почему ты в таком возрасте не молишься?» Это личное дело. Хочу читаю молитву, хочу не читаю. Хочу верю, а хочу не верю. Я не позволю, чтобы в мой адрес показывали пальцем. Я работаю, не занимаюсь самообманом и пытаюсь быть всегда порядочным человеком», - говорит Мирзо.

Атеистам в Таджикистане часто приходится сталкиваться с нетолерантным отношением со стороны верующих. Мирзо считает, этого можно избежать, если поднять уровень образования и интереса к нему.

«Большую роль играет воспитание. Некоторые религиозные родители настолько далеко заходят, что дети не терпят иных взглядов, кроме тех, которые им навязали», - рассуждает Мирзо.

«Атеизм помогает видеть людей без разделения на свой/чужой»

Азизу 25 лет. Верующим он никогда не был. Разве что пастафарианином. Пастафарианство – пародийная религия. Постулаты у неё такие: каждая пятница – праздник, в раю ждет вулкан с пивом, бог – макаронный монстр.

«При этом нужно быть терпимым, добрым и нескучным. Мне подходит. Суть пастафарианства сводится к тому, чтобы показать, насколько представления о традиционных религиях абсурдны. Ну или как минимум требуют полного пересмотра», - делится Азиз.

Азиз не говорит, что он атеист. Когда его спрашивают о боге отвечает, что неверующий. Он не припоминает случаев, когда из-за этого к нему менялось отношение.

«Решил для себя, что атеизм, больше про отрицание, а мой вариант – выбор, к которому я пришёл через рассуждения и рефлексию. Конкретного момента не было, просто на одни вопросы ты находишь ответы, а на другие – нет. И случилось так, что атеизм далеко впереди», - говорит Азиз.

А вот выражение непопулярных взглядов в социальных сетях возвращается не самым приятным фидбеком. Но и это не является для Азиза чем-то страшным.

«Обычно за защиту прав и свобод отдельных групп людей, поддержку феминизма. Туда уже приплетался статус «кафира». В общем, ничего серьезного», - признается Азиз.

Азиз считает, что основная сложность атеистов в Таджикистане – отсутствие выбора. Тем, кто родился в религиозной семье, запрещено сомневаться в постулатах веры. Вопросы, на которые они не могут найти ответы в священных писаниях, пугают и отталкивают.

«Немалая часть таджикских атеистов – это отщепенцы, ценностные маргиналы. Они не нашли пристанище в религии, но и не поняли, в чем истина, где и для чего её искать. Попав в конфликт с верующими, они становятся ярыми их ненавистниками, и вместо конструктивной критики системы, они критикуют и хейтят адептов», - рассуждает Азиз.

Такие конфликты, по мнению Азиза, лишь увеличивают пропасть между верующими и атеистами.

Из плюсов атеизма Азиз выделяет следующее: выбор, свобода и ответственность за выбор, свободу и собственный путь.

«Атеизм помогает видеть людей без разделения на свой/чужой. В религии же есть чёткое разделение: для своих ищутся оправдания и снисхождения, для чужих вина многократно множится», - считает Азиз.

Азизу атеизм позволяет сочувствовать, помогать верующему человеку и уважать его права. Во главе угла гуманизм, а не коллективное лобби.

«И это прекрасно», - считает Азиз.

P.S. Из Конституции Республики Таджикистан.

Статья 1. Республика Таджикистан – суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство.

Статья 17. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.

Какая она, таджикская сатира?


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram