Ru | Tj 
«Пока государство существует, оно должно защищать себя»: профессор Иброхим Усмонов о беспорядках в Казахстане
«Пока государство существует, оно должно защищать себя»: профессор Иброхим Усмонов о беспорядках в Казахстане
Фото: Halva.tj

«Пока государство существует, оно должно защищать себя»: профессор Иброхим Усмонов о беспорядках в Казахстане

Опубликовано

За трагическими событиями в Казахстане в начале года с большой тревогой наблюдали жители всего центральноазиатского региона. Сейчас порядок восстановлен, однако последствия этих событий и их влияние на жизнь региона все еще остаются на повестке. Мы решили поговорить о причинно-следственных связях в этом вопросе с доктором исторических наук, профессором Иброхимом Усмоновым, в прошлом членом Комиссии национального примирения в Таджикистане в 90-е годы, основателем и председателем общественного фонда «Диалог цивилизаций». 

- Профессор, что вы думаете о сложившейся недавно ситуации в Казахстане, носили ли массовые протесты исключительно экономический характер? 

- События в Казахстане заставляют нас глубоко задуматься над двумя обстоятельствами. Казахстан, как и Украина в прошлом, является одной из развитых постсоветских стран, обладающей сильным экономическим потенциалом. Поэтому возникает вопрос, не причастны ли к событиям в Казахстане те же самые силы, которые были причастны к событиям на Украине? Это один из самых главных вопросов на сегодняшний день. Кроме того, имеется заявление президента Казахстана о том, что в стране есть хорошо сформированные силы (группировки), прошедшие подготовку за рубежом. 

Касым-Жомарт Токаев расценил это происшествие как посягательство на суверенитет не только Казахстана, но и всего региона, в связи с чем он обратился к миротворческим силам ОДКБ с призывом о помощи. Однако эти события отличаются тем, что пока непонятно, какая сила двигала людьми и привела их на «майдан» (тадж. площадь). 

На первый взгляд кажется, что митингующими никто не руководил. Но я уверен, что такие столпотворения и протесты не проходят без централизованного управления. К примеру, если взять события 90-х годов в Таджикистане, на первый взгляд казалось, что у тех, кто тогда вышел на митинг, сначала тоже не было лидеров, и уже потом, собравшись на площади, они выбирали своих лидеров, которые стали называть себя «постоянными лидерами». Однако на самом деле, они с самого начала участвовали в подготовке и организации митинга. Я думаю, что такая же ситуация происходила и в Казахстане. Тот факт, что сразу в нескольких регионах Казахстана одновременно вспыхнули протесты и беспорядки, говорит об их централизованном управлении, следовательно, заявления правительства Казахстана по этому поводу, возможно, являются обоснованными.

С другой стороны, беспорядки начались под предлогом повышения цен на газ именно в том регионе, где непосредственно производится газ, то есть этот регион является центром добычи газа в Казахстане. На самом деле есть кое-что, что вызывает у меня сожаление и кажется непонятным - то, что и в Казахстане, и в других постсоветских странах, цены очень быстро растут. Пришедшие к власти казахские олигархи не удовлетворены тем, что имеют, и хотят заработать ещё больше. Такая ситуация, конечно же, вызывает всеобщее негодование. Однако не следует забывать, что этой ситуацией, прежде всего, могут воспользоваться противники сегодняшнего правительства Казахстана, а также другие экстремистские и террористические группировки.

Казалось бы, протесты начались из-за экономического фактора, но потом стало очевидно, что была и политическая подоплека. То есть нападение на сотрудников правоохранительных органов и нарушение их прав, а также дестабилизация обстановки, все это свидетельствует о том, что недавние события носили политический характер.

- Скажите, в таких вот условиях социальной нестабильности имеет ли право государство и его правительство защищать себя? И если да, то каким образом?

- Когда ровно год назад в США сторонники Трампа в знак протеста против результатов выборов напали на Белый дом, сторонники избранного президента заявили, что это внутренний терроризм и его нужно остановить, а мятежников, пытавшихся захватить Капитолий, наказали, причём потасовки по этому поводу все еще продолжаются. То есть правительство таким образом хотело защитить себя, и оно имеет на это полное право. События в Казахстане являются тому подтверждением. Правительство Казахстана объявило, что это является террористической атакой против правительства. Следовательно, если Америка права, то и действия правительства Казахстана тоже можно считать оправданными. 

В данном случае, хочется процитировать строки из одного стихотворения Абулкосима Фирдавси: «И будут разрушены благоустроенные здания». Очевидно, что под зданиями имелись в виду не только дворцы, но и любые другие сооружения, построенные человеческими руками. Смысл этих слов заключается в следующем: все, что построено руками человека, с лёгкостью может быть разрушено. Год назад, во время американских беспорядков были разрушены статуи американских героев, воздвигнутые в XVIII-XIX веках. В постсоветских странах большинство памятников, относящихся к XX веку, тоже были уничтожены. Были разрушены даже статуи тех, кто участвовал в Октябрьской революции, на Украине были уничтожены памятники тем, кто освобождал Украину от нацистов во время войны. А в Казахстане митингующие снесли памятник, который был построен в XXI веке. Такая же ситуация происходит и в Европе. Однако, следует отметить, что невозможно укрепить авторитет государства лишь созданием памятников и скульптур.

- Со стороны всегда казалось, что народ Казахстана искренне любит Нурсултана Назарбаева. Как вы думаете, почему в сложившейся ситуации он предпочел промолчать?

- Я тоже считаю, что народ Казахстана действительно любил Назарбаева. Почему? Во-первых, Назарбаев построил новый город на пустой равнине, во-вторых, в Казахстане зарплата намного выше, чем в других постсоветских государствах, и все это благодаря Нурсултану Назарбаеву.

Конечно досадно, что в сложившейся ситуации Нурсултан Назарбаев молчит. Президент Казахстана несколько раз выступил с заявлением, призывая людей к спокойствию. Я думаю, что слова Назарбаева имеют такой же вес, как и слова действующего президента, однако до сих пор он не сделал ни одного заявления. Этот факт ещё больше усложняет ситуацию. С одной стороны, Назарбаев молчит, с другой стороны его лишили всех пожизненных должностей. Кроме того, начались протесты против партии Назарбаева. Это говорит о том, что события могут иметь более глубокие корни, чем просто экономические, политические или социальные.

- Скажите, насколько в этой ситуации является оправданным ввод миротворческих сил ОДКБ в Казахстан?

- Пока существует государство, оно должно защищать себя. Кроме того, государство заключает с другими странами соглашение о взаимной помощи в критических ситуациях. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является одной из таких организаций, которая была создана постсоветскими государствами с целью предотвращения угрозы и отражения вооруженного нападения (агрессии) со стороны оппозиционных и экстремистских групп, укрепления региональной безопасности и стабильности, а также защиты территориальной целостности и суверенитета стран региона.

До сих пор правительство не может найти среди митингующих тех, с кем можно было бы вести диалог. Возникает вопрос, с кем тогда правительство должно вести переговоры? Эти силы до сих пор не проявили себя и причина ясна: они выжидают, чем же всё закончится. Если бы, в конце концов, правительство пошло на уступки, тогда эти силы заявили бы о себе.

Я, как таджик, переживший подобную трагедию в Таджикистане в конце ХХ века, осуждаю эти террористические действия и надеюсь, что народ Казахстана найдет решение этой проблемы в кратчайшие сроки.

- Интересно, могут ли события в Казахстане каким-то образом повлиять на другие страны региона?

- В данном случае следует учитывать тот факт, что сейчас европейцы стараются привлечь на свою сторону противников России и спровоцировать конфликт. Где-то они открыто заявляют о себе, а где-то действуют тайно, не показывая своё существование (сначала в Украине, потом в прошлом году в Беларуси, а в этом году уже в Казахстане). К примеру, события в Кыргызстане показали, что силы, которые выступали против тогдашнего правительства и называли его коррумпированным и преступным, придя к власти, делают все то же самое.

Я считаю, что мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций должно, прежде всего, разработать концепцию, направленную на сохранение демократического общества.

Гражданское сообщество, о котором мы так много говорим сегодня, и которому подражают европейцы и американцы, на самом деле не было создано европейцами. Это идея марксизма. И Маркс, и Ленин, писали статьи о будущей народной власти. Ленин написал статью про власть и революцию, в которой говорил, что рано или поздно рабочий класс свергнет любое правительство и появится гражданское общество. Точнее появится коммунистическое общество в другой форме. Однако при социализме это невозможно. Социализм - это первый этап коммунизма. При социализме правительство обязано научить людей жить свободно и просто. 

Когда народ поймёт, что нужно трудиться и кушать наравне со всеми, тогда правительство можно свергнуть. Только после этого может возникнуть гражданское общество. Однако пока никто и нигде ещё не достигал этой стадии. Любая власть - это проявление силы. Правительство создаёт полицию для того, чтобы пресекать внутренние беспорядки; министерство обороны, чтобы предотвратить международные конфликты и предотвращать инакомыслие; армию, чтобы защищаться от иностранных захватчиков; министерство экономики или финансов, чтобы регулировать движение денежных средств и их равномерное распределение в обществе. То есть нация – это и есть власть. 

Однако, к сожалению, капиталистическое общество не может обеспечить всем людям без исключения безбедную (сытую и обутую) жизнь и хорошее образование, и эти три фактора всегда могут стать причиной войны. События, которые произошли в Казахстане, не приведи Бог, могут произойти в и других постсоветских странах, Восточной Европе, Африке и Латинской Америке. То есть эти события носят в себе провокационный характер, и этими провокаторами в нашем регионе являются те, кто ненавидит Россию, будь она царская, коммунистическая или федеральная. Поэтому они стараются создать беспорядки в любой стране, с которой сотрудничает Россия. 

- Согласитесь ли вы с тем, что, когда подобные события происходят на западе, протестующие, как правило, в итоге договариваются с властями? То есть там они стараются не доводить дело до кровопролития. Однако в Казахстане народное «волеизъявление» сложно было назвать демократическим…

- В Америке, например, так и не достигли соглашения. До сих пор Джо Байден не простил тех, кто выступал против него и участвовал в штурме Капитолия. То есть там до сих пор продолжаются судебные разбирательства. В Европе же, организаторы этих группировок довольствуются лишь сменой правительства. К примеру, партия Ангелы Меркель распалась после 16 лет пребывания у власти. Это случилось из-за того, что она передала свои полномочия другому и ушла с поста. То есть, в одной стране борьба между партиями проходит мирно (без смены политического режима), а в другой стране более ожесточённо. 

В нашей стране партии еще не утратили своих ярко выраженных политических особенностей. На самом деле у нас они являются политическими и идеологическими. В Европе нет идеологических партий, там парламентские партии. Например, они думают, что сохраняют прежнюю систему государственного управления, но при этом больше внимания уделяют ряду новых аспектов государственного управления. К примеру, они говорят, что повысят пенсии и зарплаты, сократят рабочий день и так далее. То есть там вместо политических факторов больше используются социальные факторы. Это говорит о том, что у них уже устойчивая государственная конструкция.

- Как вы думаете, закончатся ли на этом беспорядки в Казахстане?

- Безусловно, ввод миротворческих сил ОДКБ в Казахстан положительно повлиял на процесс стабилизации ситуации в этой стране. Конечно, пока рано говорить о полном восстановлении, поскольку все еще есть страх. Но на данном этапе предотвращение кровопролития это уже большое достижение. Несомненно, жизнь в Казахстане скоро вернется к нормальному руслу, но, тем не менее, последствия этих событий будут ощущаться еще очень долго. 


«Психология онлайн тоже возможна». Елена Саттарова о моде на психологию, самолюбовании и гармоничных отношениях




Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram

Наши люди

«30 лет спустя». Воспоминания о Нурулло Хувайдуллоеве - страже закона и справедливости

Аналитика

«Борец за справедливость»: История непокорности афганского профессора Файзулло Джалола и его политические прогнозы

Аналитика

«Десять дней генерала Шерака»: почему пьеса Иброхима Усмонова о Саидамире Зухурове и событиях 90-х имеет важное значение для воспитания молодежи

Разговор

«Привыкнуть можно ко всему, кроме бедности»: профессор Гератского университета Манижа Бахра о ситуации в Афганистане

Другие новости