Ru | Tj 
Русские корни таджикских фильмов: у кого и чему научились кинематографы Таджикистана
Русские корни таджикских фильмов: у кого и чему научились кинематографы Таджикистана
Фото предоставлены автором статьи

Русские корни таджикских фильмов: у кого и чему научились кинематографы Таджикистана

Опубликовано

11 сентября 1929 года на недавно построенный вокзал в таджикской столице прибыл первый поезд «Термез-Душанбе». Однако первым в тот день стал не только поезд – кадры прибытия локомотива, а также людей, с волнением его ожидающих, стали основой первого таджикского фильма. Съемки этого события осуществили три русских режиссера-любителя: Василий Кузин, Артем Шевич и Николай Гезулин.

16 октября на съезде Советов Автономной Республики Таджикистан был показан первый выпуск хроникального киножурнала «Советский Таджикистан», в который вошли два сюжета: «Международный день молодежи» и «Прибытие первого поезда в Душанбе». Этот день стал началом зарождения таджикской кинематографии, а позже был объявлен Днем таджикского кино. Кузин, Шевич и Гезулин вошли в историю Таджикистана как основатели таджикского кино.


В мае 1930 года был учрежден трест кинопроизводства «Таджиккино», который с 1938 года стал называться Сталинабадская студия художественных фильмов, а с 1961 года – «Таджикфильм».

Зарождение киноискусства в Таджикистане

В то время как в России к 20-м годам XX века уже сформировалась своя кинематографическая школа, традиции, стили и направления, в Таджикистане только начали затихать выстрелы от столкновений с басмачами, и устанавливалась новая эпоха, немаловажной частью которой было развитие национального кинематографа. Развитие происходило довольно медленно из-за экономических проблем, нехватки кадров, отсутствия условий кинопроизводства и ряда других причин, но влияние интеллигенции и советских мастеров киноискусства, прибывших в Таджикистан для улучшения уровня жизни в республике, дало мощный толчок таджикской кинематографии.

Как рассказывает Саноат Азизова, старший преподаватель кафедры культурологии РТСУ, в то время в Советском Союзе сюжеты кинопродукции были в основном о государственных достижениях, сдвигах в экономике и промышленности и содержали идеологические настроения. Этим традициям последовало и таджикское кино, и первые фильмы несли убедительный, страстный и оптимистичный характер, как, например, фильмы «Эмигрант» или «Когда умирают эмиры», снятые с помощью русских кинематографистов.


Позже на студии «Таджиккино» наряду с агитационными документальными фильмами начали производить и художественные фильмы. В то время в русском кино нередко экранизировались произведения классической литературы: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Такое направление кинематографии стали использовать и таджикские режиссеры, обращаясь к творчеству таджикских поэтов и писателей. 

А в 1934 году в Душанбе прибыла группа опытных московских писателей и драматургов: Виктор Шкловский, Всеволод Вишневский, Лев Кулешов, Осип Брик. При их участии были созданы курсы киноактеров и сценарная мастерская для таджикских писателей.

Метод кинонаблюдения Дзиги Вертова

В документальном кино огромную роль играет доверие зрителя к автору, убежденность в достоверности и значимости происходящего. Для достижения этой задачи российский режиссер, кинематографист Дзига Вертов в 20-х годах создал свой метод съемки «киноглаз» - когда на экране не только повторяется обыденное зрение, а с помощью технических возможностей кинокамеры и различных приемов показывается то, что скрыто за житейской оболочкой, в частности, с помощью скрытой съемки или длительного наблюдения.

Его творчество и подход к работе оказали большое влияние на таджикскую кинематографию. Методом «киноглаза» пользовались в своем творчестве все поколения таджикских документалистов и, вероятно, это было одной из причин, по которой таджикское документальное кино было неоднократно отмечено призами престижных международных и союзных кинофестивалей.


Традиции ранней российской кинодокументалистики унаследовала в своем творчестве и таджикский режиссер Майрам Юсупова, переехавшая работать в Москву. В 1998 году вышел в свет фильм «Командировка», где она показала Душанбе послевоенного времени, а применяемый ею метод кинонаблюдения помог передать напряженную и тревожную атмосферу. В фильме «Мардикор» (2002 года) «наблюдение» ведется за жителем Таджикистана, который проделывает путь от душанбинского вокзала на поезде в Москву, следует по улицам большого города, работает на рынках и стройках. Нам дают посмотреть на жизнь мигрантов, которые при всей сложности своей жизни не потеряли теплоту души. А снятая на железных дорогах России кинолента «Электричка» заставляет нас подумать, куда несет нас эта жизнь, в которую то входят, то выходят пассажиры. У каждого из них своя судьба, а наблюдая за этими случайными людьми со стороны, мы можем составить портрет современной российской жизни.

Эвакуация «Союздетфильма» в Сталинабад

Наиболее активное взаимодействие российских и таджикских кинематографистов началось в годы Великой Отечественной войны, когда руководство СССР было вынуждено эвакуировать крупные государственные объекты и культурные учреждения вглубь страны, в частности, московскую киностудию «Союздетфильм» объединили со Сталинабадской киностудией. Несмотря на то, что период совместной работы длился лишь 3 года (1941-1943), это время было насыщено событиями и совместными достижениями двух киностудий, что сыграло большую роль в дальнейшей судьбе таджикского кинематографа.

Благодаря «Союздетфильму» на таджикской киностудии появилась новая оснащенная кинолаборатория и цех для изготовления декораций, а местные кинематографисты учились у более опытных работников «Союздетфильма», широко применяя полученные знания на практике.


«Мастера киностудии «Союздетфильм» занимались одаренной молодежью и художественно-производственным и техническим персоналом Сталинабадской студии, - рассказывает Шарофат Арабова, режиссер и таджикский кинокритик. - Это было необходимо, прежде всего, для того, чтобы работники местной студии, наряду с опытными работниками «Союздетфильм» могли на должном уровне оказывать обслуживание действующим съемочным группам. Дело в том, что в те годы местная студия не производила игровых фильмов из-за отсутствия кадровой и технической базы. Маленькая местная киностудия к тому времени представляла собой кустарную лабораторию с ручной проявкой и печатью».

Однако в тяжелые военные годы, объединив усилия, киноработники российской и таджикской киностудий произвели за 3 года 12 полнометражных фильмов: «Клятва Тимура», «Юные партизаны», «Лермонтов», «Бой под Соколом», «Март-апрель», «Лесные братья», «Принц и нищий». А в антифашистских сатирических сборниках «Швейк готовится к бою» и «Новые похождения Швейка» действия, происходящие в сербских горах, снимали на озере Искандеркуль.


В Таджикистане также был частично снят известный фильм Александра Роу «Кащей Бессмертный». Съемки первой части фильма проходили на Алтае, а ту часть, где Никита Кожемяка спасает похищенную Кащеем Марью Моревну, а также само царство Кащея сняли в Таджикистане. Актеры фильма Георгий Милляр, Фаина Раневская, Борис Тенин, Рина Зеленая, Сергей Филиппов и другие киномастера жили в годы войны в Сталинабаде.

Кроме того, объединенной киностудией в те годы было создано два фильма, воспевающих национальные особенности республики. «Сын Таджикистана» Василия Пронина – это фильм о дружбе двух солдат, которых свела судьба на войне, и, что интересно, исполнители главных ролей Борис Андреев и Мухамеджан Касымов впоследствии стали друзьями и в жизни. А «Таджикский музыкальный фильм» представляет собой серийный киноконцерт для фронта, который показал высокий уровень песенного и танцевального искусства таджиков.


Кинематограф Таджикистана и ВГИК

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, основанный в 1919 году – первая в мире киношкола, которая подготовила несколько поколений профессионалов киноискусства для стран всего Советского Союза.

Таджикские мастера кино, начиная от первого поколения и до современных специалистов, постигали премудрости профессии у высококлассных преподавателей ВГИКа. Немаловажно, что для многих из них обучение предоставлялось за счет образовательных грантов, в частности и для нынешних студентов из Таджикистана российские вузы выделяют большое количество квот, в том числе и на направление «Культура».


В числе первых студентов из Таджикистана были два друга: Владимир Хабур и Николай Рожков. Хабур закончил режиссерский факультет ВГИКа под руководством родоначальника советского кино Льва Кулешова в 1934 году. В 1935 году он был назначен директором киностудии «Таджиккино» и сыграл большую роль в становлении национального кинематографа. Получив профессию в Москве, Николай Рожков тоже приехал в Таджикистан и внес существенный вклад в развитие таджикского кинематографа в качестве кинодраматурга.

Камил Ярматов, значимая личность в таджикском кино, тоже являлся выпускником режиссерского факультета ВГИК. После окончания института он поставил несколько важных для того периода кинокартин: короткометражку «Почетное право» (1932), полнометражный беззвучный фильм «Эмигрант» (1934), где он выступил в качестве сценариста и исполнителя главной роли. Фильм «Друзья встречаются вновь» (1939) стал последним на 16 лет таджикским игровым фильмом – в 1940 году Ярматов покинул киностудию и Таджикистан, и после этого производство художественных фильмов в Таджикистане было временно приостановлено.

Новым этапом в истории национального кино можно считать 1956 год, когда вышел фильм «Дохунда» режиссера Бориса Кимягарова. Начало его карьеры тоже связано со ВГИКом, где он постигал профессию под руководством выдающихся российских кинематографистов Льва Кулешова и Сергея Эйзенштейна, вошедших в историю мирового кино как мастера киномонтажа. В 50-70 годы Борис Кимягаров считался одним из передовиков в таджикском кинематографе. Его фильмы приносили первые международные премии таджикскому кино: «Таджикистан» (1945) – бронзовая медаль Венецианского международного кинофестиваля, «Советский Таджикистан» (1951) – первый цветной фильм, был награжден I Национальной премией СССР, «Судьба поэта» (1959) о великом Рудаки - обладатель I премии Каирского кинофестиваля. Фильмы «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб», «Сказание о Сиявуше» и многие другие стали визитными карточками таджикской культуры, которую Борис Кимягаров поднял на новый уровень, проявляя большой интерес к богатому наследию иранских народов и подталкивая таджиков к национальному самосознанию.


Интересная история о другом знаменитом выпускнике ВГИКа, народном артисте РФ Семене Фарада: в 1970 году, после окончания сценарного факультета он устроился на киностудию «Таджикфильм» на съемки фильма «Вперед, гвардейцы!». В картине снимались преимущественно местные актеры, и перед написанием титров директор киностудии Обид Хамидов попросил Семена придумать себе новую фамилию: «Фердман» - фамилия, которую он носил до того момента, была сложной для восприятия таджикской аудиторией. Так, в Таджикистане у актера появился псевдоним «Фарада», под которым он выступал всю жизнь и даже поменял фамилию в своих документах.  

Известным таджикским режиссером, получившим профессию во ВГИКе, являлся Бахтиер Худойназаров, выпустивший немало талантливых художественных фильмов совместно с российскими киномастерами, которые стали событием в мировой культуре: «Лунный папа», «Шик», «Братан», а его фильм «В ожидании моря» открывал VII Международный кинофестиваль в Риме в 2012 году. Он, как и многие таджикские кинематографисты, был вынужден уехать из республики, когда национальная кинематография столкнулась с тяжелейшим кризисом из-за начавшейся гражданской войны.

Таким образом, верно будет сказать, что ВГИК стал воспитателем профессиональных кадров, подлинных энтузиастов, которые новыми, актуальными средствами современного искусства получили возможность рассказывать о жизни и культуре Таджикистана.

На протяжении почти целого столетия таджикские и российские деятели киноискусства тесно взаимодействовали, помогая развивать друг другу национальную культуру, обогащая ее и сохраняя духовное наследие братских народов и общечеловеческие ценности. Такое взаимовлияние позволило рассказать о достижениях, ценностях и традициях таджикской нации всей международной общественности.


В Узбекистане открылся XIV Ташкентский международный кинофестиваль "Жемчужина шелкового пути": как это было


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram