Хуршед Додихудоев: «Общество - один из действенных механизмов борьбы с деструктивной идеологией»
Опубликовано
Современный мир, в частности страны Центральной Азии, сталкиваются со множеством вызовов и угроз, среди которых терроризм и экстремизм являются наиболее актуальной проблемой. О том, как гражданское общество может помочь в решении данной проблемы, рассказал Хуршед Азамджонович Додихудоев, кандидат политических наук, начальник Управления по изучению вопросов региональной безопасности Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан.
«Текущие процессы в Центральной Азии вызывают интерес и требуют адекватного понимания. Регион сложный, но при этом крайне важный: здесь переплетены жизненно важные интересы региональных и мировых держав. Если посмотреть историческую справку за последние 2500 лет, то мы увидим, что регион был составной частью всех великих империй. Сейчас страны ЦА переживают геополитические и стратегические перемены, прежде всего в сфере национальной безопасности. Сложившуюся военно-политическую обстановку в мире важно учитывать в последующей разработке конкретных прогностических поступательных шагов и проектов. Мы отдаем себе отчет, что делать какие-то долгосрочные оценки тяжело, потому что видим, как мир меняется, и исход может быть каким угодно.
В настоящее время государства Центральной Азии и страны постсоветского пространства сталкиваются со множественными вызовами и угрозами, которые стали принимать сложный характер и их трудно спрогнозировать. Среди них особую опасность, безусловно, представляет деятельность экстремистских международных группировок. Многие государства региона и мира продолжают сталкиваться с этой проблемой и находятся в поиске механизмов борьбы. Эти проблемы могут решаться путем эффективной реализации комплексной стратегии и планов действий, которые подкреплены адекватными ресурсами и основаны на понимании местных условий.
Отмечу, что эксперты в большинстве своем единодушно утверждают, что за очень короткий промежуток времени экстремизм и терроризм стали главной угрозой для всего человечества. Отдельно подчеркну коварность, изощренность и античеловечность их преступной деятельности. Существующие тенденции подтверждают, что в обозримой перспективе их деятельность будет только активизироваться.
На мой взгляд, главным вопросом является то, как будут в ближайшие 3-5 лет действовать экстремистские международные террористические организации. В данном контексте крайне важно понять факторы, непосредственно влияющие на деятельность деструктивных группировок, а также разработать пути противодействия их агрессивной идеологии. Само понимание факторов и последующая разработка практических шагов позволит работать на опережение. В результате экспертно-аналитическому сообществу будут понятны подлинные мотивы применения насилия для достижения поставленных целей. Время и ресурсы, затраченные на получение представления о том, почему люди готовы отдать свои жизни ради идеалов каких-то движений, поддерживающих идеологии экстремизма, и разработка мер по устранению и смягчению проблем, являются важнейшими инвестициями.
Безусловно, при решении данной проблемы традиционно упор делается на силовой компонент. Данный подход воспринимается как наиболее эффективный путь решения, но, не оспаривая и признавая объективные плюсы данного метода, тем не менее, отмечу важность и востребованность укрепления внесиловых методов и инициатив в этом вопросе. В данном случае отрадно отметить, что сегодня повсеместно признается потенциал общества для противодействия распространению деструктивной идеологии. В этой связи важно подчеркнуть, что местное сообщество играет самую ключевую роль в противодействии экстремизму и терроризму. Преимущество в том, что его структура подразумевает активное и консолидированное вовлечение в решение данного вопроса, и оно выступает своеобразным действенным механизмом между государством и обществом.
Сегодня одной из самых острых и неоднозначных проблем, с которыми сталкиваются государства Центральной Азии, является процесс реабилитации и интеграции людей, которые возвращаются из Ирака и Сирии. В этом вопросе имеются серьезные риски, которые безусловно осознаются государством: нет гарантии в том, что они не применят свои преступные знания, не будут пропагандировать в латентном виде какие-то деструктивные идеи в обществе.
Но, тем не менее, отмечу, что сегодня в Республике Таджикистан успешно действует вторая стадия национальной стратегии по противодействию экстремизму и терроризму, и там институты гражданского общества указаны как одни из основных имплементаторов наряду с государственными ведомствами. Им отводятся ключевые роли, например, в такой сфере деятельности как проведение профилактических работ с местным населением. Данная сфера является наиболее объемной по своему масштабу, и она очень востребована. Вторая сфера - это консультации, причем они могут быть как религиозного, так и светского характера. Третье - это исследования, потому что важно понимать сам этот феномен, как он видоизменяется, и уже реагировать более эффективно. Четвертое - это распространение информационных продуктов, различного рода программ, памяток и т.д.
Кроме того, большую роль играет мониторинг, который позволит определять эффективность проделанной работы, а также будет формировать открытый диалог. Гражданское общество также выступает своего рода генератором идей и помогает строить преуспевающие сильные сообщества.
В целом, внимание к этому вопросу обусловлено тем, что он является основной угрозой региона и всего постсоветского пространства. Поэтому для того, чтобы были реализованы все социальные и экономические проекты, конечно необходимо успешное решение данного вопроса».
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram