Ru | Tj 
«Обувных дел мастер». Обувщик из района Рудаки обучает своему ремеслу глухонемых подростков
«Обувных дел мастер». Обувщик из района Рудаки обучает своему ремеслу глухонемых подростков
Фото: Предоставлено героем статьи

«Обувных дел мастер». Обувщик из района Рудаки обучает своему ремеслу глухонемых подростков

Опубликовано

Обувщик или сапожник в наше время профессия нужная, но, к сожалению, малопривлекательная. Хороший сапожник никогда и нигде не останется без работы и средств к существованию.

«Благодаря моей профессии меня знают, уважают, и я могу служить людям», - именно с этой фразы началась наша беседа с Сафарали Карахоновым, обувщиком, сапожником, учителем из района Рудаки, который каждый день не только «продлевает жизнь» любимой обуви своих клиентов, но и обучает этому ремеслу местных глухонемых детей в спецшколе.

- Расскажите, пожалуйста, как вы освоили профессию сапожника?

- Знаете, я даже не знаю, мечтал ли я когда-нибудь о какой-то другой профессии. Сколько себя помню, я всегда зарабатывал и обеспечивал свою семью благодаря этой работе. В свое время дядя отвел меня к одному сапожнику в качестве подмастерья. С его помощью, всего за полгода я смог освоить все тонкости этого ремесла.

В этом году исполняется уже 44 года, как я работаю с шилом в руке, кстати, все это время я работал с одним и тем же шилом, ни разу не поменяв инструмента. Теперь это мой главный «друг».


- Говорят, что какое-то время вы работали в столице. Это правда?

- Да. После того, как я проработал один год в мастерской своего учителя, меня пригласили в Душанбе. Там мы ежедневно изготавливали до сотни пар обуви. То есть в столице я уже работал обувщиком, а не сапожником. С кожевенного завода нам поставляли сырье, и мы сами шили обувь. Я часто ездил на кожевенный завод, собирал там остатки кожи и шил потом из них кроссовки. Так было до 1989 года. Потом, в связи с трагическими для нашей страны событиями, я вернулся в родной район Рудаки, открыв в центре мастерскую по ремонту обуви. Тогда я был готов на любую работу, чтобы заработать на жизнь, но я никогда не хотел отказываться от своей профессии.

- А сейчас вы шьете обувь?

- К сожалению, нет. Сейчас нет хорошего сырья, да и спрос на обувь ручной работы очень низкий. Людям больше важен красивый вид и дизайн обуви, но не ее качество.

- А можно ли как-то изменить ситуацию?

- Надо менять мышление людей. Таджикистанцы должны понимать, что нужно покупать отечественную продукцию и тем самым поддерживать отечественных производителей, предпринимателей и ремесленников. Одна пара турецкой обуви стоит, минимум 200 сомони, возможно для экономики Турции – это не очень большие деньги, но для наших предпринимателей это ощутимая сумма. Только так мы сможем развить экономику и улучшить нашу жизнь.


- Интересно, сколько клиентов в день вы успеваете обслужить?

- Обычно, человек 10 в день. Но, надо сказать, что в нашей работе нет гарантии или уверенности в том, сколько денег мы сможем заработать или сколько людей сможем обслужить в день. Бывает по-разному.

- Мы узнали, что вы обучаете своему ремеслу в том числе и воспитанников Республиканской школы-интерната для глухонемых в районе Рудаки. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?

- Моя мастерская по ремонту обуви находилась рядом с этой школой-интернатом. Я решил попробовать устроиться туда на работу. И вот с 1989 года, то есть уже 32 года, я обучаю своему ремеслу глухонемых детей с 5 по 11 класс.

- Скажите, насколько сложно преподавать ученикам, которые не могут говорить?

- Мы обучаем их на языке жестов, который в процессе мне пришлось ради них выучить. Для этих детей самое главное - освоить профессию. Они не ленятся, а даже наоборот, хотят учиться. Они все очень любознательные и тянутся к новым знаниям.

Конечно, не бывает работы без трудностей. В процессе обучения я наблюдаю за каждым их действием, если они ошибаются, то я объясняю им как правильно. Все как с обычными детьми.

- Сколько профессиональных сапожников вы готовите за год?

- Ежегодно я подготавливаю до 10 специалистов. В целом, можно сказать, что за 32 года своей работы я уже подготовил около 320 профессиональных обувщиков. Раньше я и подумать не мог о том, что когда-то стану учителем, но сегодня я уверен, что никогда не перестану обучать глухонемых ребят ремеслу. Пусть у них будет дополнительная возможность зарабатывать себе на хлеб собственными руками.




«Боже, позволь мне узнать самого себя». Фаридун Ходизода о мемуарах отца, рассказывающих о жизни советской таджикской интеллигенции

Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram

Разговор

«Даже при чихании у меня ломаются кости». Автор блога «Со всех сторон» Абдурашид Каюмзод рассказал о радостях и горестях жизни с инвалидностью

Разговор

«Коронавирус породил Отца Умеджона»: блогер Саидакбар Акбаров рассказал о создании популярного персонажа

Разговор

Новый «злодей» в таджикском кино: кто такой Сулаймон Сафаров?

Разговор

«К сожалению, некоторые мои слова так и не дошли до своего «адресата»: Урун Кухзод о своем 85-летии

Другие новости