«Таджикскому кинематографу не хватает управленцев». Кинорежиссер Шарофат Арабова об особенностях таджикского кино
Опубликовано
Таджикский кинорежиссер Шарофат Арабова является кандидатом исторических наук, киноведом, культурологом, состоит в Союзе кинематографистов Таджикистана и Международной Сети по продвижению азиатско-тихоокеанского кино (NETPAC). Сегодня, в канун Дня таджикского кино, который отмечается в республике 16 октября, рассказала о своем творческом пути и любви к таджикскому кинематографу.
- Шарофат, расскажите, пожалуйста, немного о вашем пути в таджикском кинематографе.
- Я начала увлекаться кинематографом в 2004 году, то есть еще будучи студенткой отделения культурологии РТСУ. Тогда это были первые шаги по изучению основ кинопроизводства и сценаристики в киношколе при Доме кино и Союзе кинематографистов. Моя выпускная дипломная работа в РТСУ была посвящена таджикскому документальному кино советского и постсоветского периода.
Потом я занялась исследованием истории таджикского кино в аспирантуре Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша, а затем поступила на режиссерское отделение старейшего Индийского института кино и телевидения (FTII) в городе Пуна. Именно там я выпустила свои первые фильмы, которые мне посчастливилось снять на 16 мм. и 35 мм. кинопленке и профессиональном кинооборудовании. В тот период как-раз уже совершался переход к цифровому кинопроизводству.
В моем творчестве переплетаются культурная антропология и кинематограф, к которому я подхожу как к инструменту социологического и философского анализа реальности.
- Какими своими работами вы можете гордиться и почему?
- Думаю, что гордиться я могу своими последними фильмами, которые были созданы в Таджикистане. По возвращению домой я обнаружила, что кинорежиссеру в нашей стране приходится заниматься сразу несколькими направлениями одновременно в силу либо ограниченных финансовых ресурсов, либо существующего ограничения в профессиональных кадрах. Но, надо сказать, что кино, созданное при таких обстоятельствах, сохраняет авторский взгляд, почерк и самобытность.
Для меня кинорежиссер является, в первую очередь, автором кинопроизведения. Например, короткометражный фильм «Хаелфуруш» («Продавец грез», 2017) был снят съемочной группой из 5 человек. А в моем полнометражном документальном фильме «Отец: памяти Маматкула Арабова» (2019), я выступила, как: продюсер, автор сценария, режиссер, оператор и монтажер. Единственное, над звуком работал мой коллега звукорежиссер Хуршед Нуров, с которым мы сняли уже несколько совместных фильмов.
Я могу отметить другой документальный полнометражный фильм-эссе «Сафарнома: заметки на тропе наследия», который, как и картина «Отец», является очень личной для меня. «Сафарнома» была показана на кинофорумах в Душанбе, Софии, Дакке, Фоче (Турция) и недавно в Ташкенте. Отмечу свой игровой короткометражный фильм «Насиб» - фильм этого года, который уже был показан в Казани, Алма-Ате, Бишкеке. Надеюсь, что очень скоро нам удастся представить его и душанбинскому зрителю.
- Готовят ли у нас в стране хорошие кадры?
- В интервью последних лет уже много написано о хронической нехватке кадров (сценаристов, художников кино, вторых режиссеров, кинооператоров и светотехников) в таджикском кинопроизводстве. Однако за эти же годы у нас сформировался некий актив кинорежиссеров и кинооператоров, звукорежиссеров, о новых фильмах которых зрители могут периодически слышать в СМИ и на просторах социальных сетей.
Проблема отечественного кино значительнее – менеджерского характера, поскольку, прежде всего, ощущается недостаток профессиональных управленцев для стратегического руководства данной отраслью.
- Как бы вы оценили таджикские фильмы в сравнении с кинолентами, выпускаемыми в других странах?
- Работая в жюри международных кинофестивалей, и отбирая иностранные фильмы для конкурсов, я могу отметить, что наш кинематограф обладает своей нишей, самобытностью в мировом кинопроцессе. К сожалению, мы производим не так много фильмов, как хотелось бы, но заметно то, что их объединяет духовная составляющая, поиск и моделирование авторами нравственного идеала в кино. У каждого нашего фильма собственная форма, обусловленная почерком режиссера, часто делается ставка на этническую составляющую и музыкальность, но в то же время конфликт, хотя и бытовой, заставляет всегда задумываться о более глобальных ценностях.
- Как изменился таджикский кинематограф с советских времен? Можете сделать небольшое сравнение?
- В советский период таджикский кинематограф обладал хорошо оснащенной материально-технической базой. Это был процесс, все звенья которого стабильно финансировались, координировались и контролировались. Таджикский зритель видел новинки отечественного кино, созданного на средства госбюджета. Помимо этого, отечественный кинематограф активно пропагандировался в прессе и кинотеатрах. Например, республиканская контора кинопроката устраивала ежемесячные «Кинопанорамы» (просветительские киновечера) в кинотеатрах столицы, в которых выступали киноведы.
Кинематографисты и киноактеры сосредотачивались вокруг государственной киностудии, обладая профессиональной мобильностью, то есть имели возможность сотрудничества с киностудиями не только других союзных республик, но также Индии, Венгрии, Сирии, Афганистана. Кинематограф использовался в качестве «мягкой силы» и как инструмент культурной дипломатии.
Что касается таджикского кинематографа на современном этапе, то прежде всего отсутствует восприятие кинематографа - самой массовой и важной сферы культуры – как инструмента «мягкой силы» государства.
Для того, чтобы таджикский зритель увидел фильмы производства отечественных киностудий в кинотеатрах республики, необходимо сначала восстановить систему кинопроката, то есть наладить регулярную работу кинотеатров по целенаправленному продвижению и показу фильмов. К тому же, таджикские фильмы должны пользоваться преимуществом перед фильмами иностранного производства в прокате как государственных кинотеатров, так и мультиплексов торговых центров, что выражалось бы в льготных договорных условиях и введению квот – постоянно действующих слотах киносеансов для отечественного кино.
- Как вы думаете, как будет развиваться кинематограф в Таджикистане в ближайшие годы?
- Конечно, очень хотелось бы, чтобы объем кинопроизводства в республике увеличился, потому что тогда количество перейдет в качество: выпускники вузов и кинематографисты будут востребованы, появятся возможности для реализации в новых кинематографических специальностях, а таджикский зритель будет спешить в кинотеатр на наши сеансы.
Но, как киновед, я осознаю, что данный процесс требует пересмотра состояния кинематографа республики и последующей работы по внедрению всесторонних изменений, касающихся, в первую очередь, пятилетней Программы развития кино, разработка и принятие которой ожидается в следующие 2 года.
Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj
Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram