Ru | Tj 
«Голоса весны». Россиянка возрождает древнее музыкальное искусство в таджикских селах
«Голоса весны». Россиянка возрождает древнее музыкальное искусство в таджикских селах
Фото: Предоставлено героем статьи

«Голоса весны». Россиянка возрождает древнее музыкальное искусство в таджикских селах

Опубликовано

Галина Родионова – пенсионерка. Сейчас проживает в Саудовской Аравии с супругом – профессором математики в KAUST (научно-технологический университет имени короля Абдаллы). 

Она признается, что ее собственный музыкальный путь короткий: «Меня исключили из музыкальной школы в 4-ом классе». Однако это не помешало женщине создать большой проект по поддержке музыкальных традиций в селах Таджикистана.

Фото: Предоставлено героем статьи
Фото: Предоставлено героем статьи

«Я работала в международных проектах сельского развития как социолог-экономист. В 2005-06 гг. такой проект осуществлялся в Таджикистане - «Инициатива развития Зеравшанской долины». Главной целью проектов сельского развития выступает преодоление бедности. Я работала в Пенджикентском районе, где проживают более 200 тысяч человек».

Искусство родом из детства 

Оказавшись в Таджикистане и наблюдая попытки преодолеть бедность путём экономического роста, женщина усомнилась в эффективности такого подхода. Она поняла, что главное – поддержать и развить творческую жилку в людях, тогда они сами сообразят, куда и как им развиваться. 

«В этих краях меня удивили песни, которые люди поют в кишлаках. Тексты некоторых из них очень старые. Например, в джамоате Рудаки поют песни на стихи А.Рудаки, который умер более 1000 лет назад. Мне показалось это очень необычным явлением – как таджики сумели сохранить эту поэзию на протяжении стольких лет в повседневной жизни, а не только в специализированных учреждениях. Сельские музыканты могут исполнять очень сложные песни. А ведь в сельской местности нет музыкальных школ, и теперь почти не осталось музыкальных кружков. Обычно дети учатся этому искусству в семье».

Фото: Предоставлено героем статьи
Фото: Предоставлено героем статьи

Сохранится ли завтра это искусство в кишлаках – или только в музеях? Чтобы выяснить это, Галине надо было узнать, что поют дети. Неправительственная организация «Голоса весны» начала свою деятельность в 2007 году с организации нескольких музыкальных встреч в Пенджикентском районе Таджикистана. 

«Мы ездили с моей подругой Саломат Аёзовой по кишлакам Пенджикента, прослушивали в школах музыкально одарённых детей. Потом организовывали музыкальные встречи в разных кишлаках. Записывали выступления детей на диски, а диски дарили участникам встреч.

Лишь один школьник пел сложные старинные песни. Исполнителей среднего возраста ещё можно найти, а вот молодёжи уже практически нет. Музыкально одарённые дети получили обещанные диски. Я получила ответ на свой вопрос и думала, что моё исследование закончено». 

Фото: Предоставлено героем статьи
Фото: Предоставлено героем статьи

Но дети так не думали. К следующей весне они подготовили новые песни, использовав полученные диски как учебное пособие: 

«Далее мы устраивали концерты в больницах и детских садах. Следующим шагом в развитии организации стали музыкальные тренинги с профессиональными музыкантами. Последним таким событием была презентация сайта». 

Поклонники со всего мира

Первые видео были выложены в Интернет в марте 2011 года. Теперь на канале dojraru в YouTube размещено 400 видео, а число просмотров превысило 360 тысяч. Смотрят в основном в России, Казахстане, Украине, Таджикистане. 

Даже проживая в заброшенном кишлаке и редко выбираясь в другой районный центр, дети ощутили связь с большим миром, увидели, что их творчество интересно людям в разных странах: «Наши первые видео – это песни в исполнении сельских музыкантов, детей и взрослых. Иногда запись осуществлялась и между выступлениями. Потом из этого материала получились первые документальные фильмы: «Хранители», «17 минут в приграничном районе», «Репетиция». Я приезжала в Таджикистан дважды в год примерно на месяц. Встречи превратились в тренинги. С детьми работали сельские музыканты, репетировали, аккомпанировали. 

Деньги тратила свои, заработанные в международных проектах и мужа, который нашёл работу за границей и стал хорошо зарабатывать. Каждый год я придумывала что-то новое».

Фото: Предоставлено героем статьи
Фото: Предоставлено героем статьи

“В 2011 году юные музыканты сняли первый клип, который до сих пор лидирует по количеству просмотров. Я привлекла профессионального режиссёра Орзу Шарипова, с 2010 года по 2017 работали с ним. От клипов перешли к фильмам. Сценарии писала сама. Фильм «Яблоко» поставили на таджикском (2012), русском (2013) и английском (2015) языках.

Два из наших фильмов приняли участие в международном фестивале в Москве: “Эта высокая ива” и “Ман меоям”. В группе было от 30 до 40 детей. Они не только пели, но и работали с камерами, фотоаппаратами. Я тоже сама снимала и монтировала. Иногда играла небольшие роли. Кроме Орзу, с нами работали Нигина Раджабова, Навруз Саидов. В двух фильмах снимался Аловуддин Абдуллоев. Последний фильм сняли про студентов, приехавших из кишлаков в столицу получать образование (2018)”.

Новые проекты 

Из детей несколько человек поступили в Институт Искусств, несколько в музыкальный колледж Душанбе, несколько в консерваторию. Один в Петербургскую консерваторию (академический вокал). 

“Ковид не позволил мне в 2020-21 гг. выбраться в Таджикистан. Но я организовала три конкурса молодёжного видео с премиями от 100$ до 300$, жюри было международным. Одного из участников сразу пригласили на международный конкурс в Москве. Это Зулол Расулов.

Фото: Предоставлено героем статьи
Фото: Предоставлено героем статьи

Сейчас женщина работает над новым проектом, затрагивающим поэтов Серебряного века: “Много талантливых людей творили в эпоху социальных катаклизмов и не были услышаны. Первая цель – чтобы их услышали. Вторая – выразить свою любовь и благодарность. Третья – больше осмысленных текстов в современной музыкальной культуре. Пока больше других сделали Икбол Мастонов и Алиджон Гаффоров. На канале появилось еще 2 новых видео.  

По Серебряному веку у меня больше 20 заготовок,  надеюсь на своих музыкальных детей: они сделают аранжировки и споют молодыми голосами. Любовь открывает неожиданные горизонты, пусть их увидят и услышат. Я не гонюсь за широкой публикой, я ищу родную душу”.



«Великий прадед – большая ответственность». Фаррух Турсунзода о первых шагах в творчестве


Самые интересные новости в telegram-канале Halva.tj

Больше интересного в группе Halva.tj на Facebook и на странице в Instagram